19 января 2023 года состоялось итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2022 году и планах на 2023 год» с участием Первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.К.Нигматуллина.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам Р.Н.Сабиров выступил с докладом «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2022 году и планах на 2023 год».
В начале доклада освещены основные изменения законодательства в сфере закупок.
Так, законом 46-ФЗ от 08 марта 2022 года регионам предоставлена возможность устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика, а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
Также субъекты Российской Федерации вправе принимать решения об изменении существенных условий контракта.
С 1 января 2022 года утратили силу Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденные постановлением Правительства.
Также представлена информация, в том числе статистические данные, о результатах работы, проведенной в 2022 году. В частности:
I. Представлены показатели закупок, которые достигнуты по итогам 2022 года.
Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками республики опубликовано извещений на общую сумму более 233 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключённых контрактов составила почти 2%. В том числе муниципальными заказчиками опубликовано извещений на сумму 30 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключённых муниципальных контрактов составила 4%.
По итогам года заключено контрактов на сумму 261 млрд. рублей, в том числе муниципальными заказчиками на сумму почти 37 млрд. рублей.
Сумма контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства, по итогам года составила почти 95 млрд. рублей.
В рамках исполнения своих функций Государственным комитетом осуществлено 970 централизованных закупок на сумму более 7 млрд. рублей. В том числе централизованных закупок на организацию питания для детских дошкольных учреждений 10 муниципальных районов республики на сумму 515 млн. рублей и на поставку молочной продукции на сумму 378 млн. рублей.
Из общего объема проведённых закупок более 63% контрактов заключено́ с республиканскими поставщиками-исполнителями.
По итогам проведённых закупочных процедур почти достигнут уровень экономии бюджетных средств в 7%.
В рамках соглашений для отдельных юридических лиц Государственным комитетом размещено 516 закупок на общую сумму более 8 млрд. рублей.
II. Представлена информация по модернизации и доработкам Региональной информационной системы в сфере закупок (далее – Система) реализованным в 2022 году.
Наиболее значимыми результатами этой работы в 2022 году стали:
Во-первых, Интеграция Системы:
- с Биржевой площадкой АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
- с Системой электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан;
- с системой проверки налоговой задолженности.
Во-вторых, обеспечена доработка Системы в части внедрения следующего функционала:
- обмен сообщениями между пользователями системы – позволяет оперативно получать информацию Уполномоченным органам от заказчиков, например, при согласовании позиций по товарам и поступлении запросов о разъяснении.
- модуль «Калькулятор расчета сроков электронных процедур».
- подсистема закупок лекарственных препаратов, с помощью которой заказчики могут корректно формировать извещения о закупках на основе созданных заявок.
- дополнительные отчеты по закупкам – позволяют оперативно анализировать информацию о закупках, изучать и систематизировать правоприменительную практику контрольных органов в республике.
III. Представлены результаты мониторинга закупок, проводимых заказчиками Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой свыше 50 млн. рублей.
В рамках мониторинга закупок по итогам 2022 года Государственным комитетом выявлено 15 нарушений. При этом анализ нарушений показал, что заказчики в равной мере допускают нарушения при описании объекта закупки, установлении критериев оценки заявок и дополнительных требований, а также в связи с неправомерным отклонением заявок участников закупок.
Мониторинг конкурсных процедур выявил нарушения в 19 муниципальных районах.
IV. Представлена информация о методологической поддержке заказчиков республики.
По итогам анализа проводимого тестирования и обобщения вопросов, поступающих на «Горячую линию» и «Горячую почту», Государственным комитетом разрабатываются методические материалы, в том числе на основании которых Центр развития закупок составляет и корректирует программы повышения квалификации для заказчиков республики.
Кроме того, в целях определения и поддержания квалификации специалистов в сфере закупок проводится автоматизированное тестирование.
Всего в 2022 году в тестировании приняли участие 3 722 специалиста.
V. Реализация проекта «Кадровый резерв для развития закупок Республики Татарстан».
В 2022 году в соответствии с поручением Пермьер-министра Республики Татарстан Р.К.Нигматуллина в целях подготовки специалистов в сфере закупок и контрактных управляющих и формирования республиканского резерва этих кадров Государственным комитетом совместно с Центром развития закупок дан старт проекту «Кадровый резерв для развития закупок Республики Татарстан».
По итогам 2022 года для проекта «Кадровый резерв» проведено 6 образовательных мероприятий, в которых приняли участие 15 специалистов, 1 специалист был трудоустроен.
VI. С 11 января текущего года уже начата работа по реализации проекта по формированию Единого справочника товаров, работ и услуг
VII. Представлена информация о мерах, направленных на снижение коррупционных нарушений.
Государственные закупки — это важный инструмент государственного регулирования, с помощью которого реализуются экономические, социальные и другие задачи по приоритетным направлениям национальной политики. Но при этом сфера закупок особенно уязвима для коррупции.
В связи с этим важным направлением деятельности каждого заказчика является реализация комплекса мер, направленных на снижение коррупционных нарушений и в целом обеспечивающих недопущение злоупотреблений и коррупционных проявлений в сфере закупок.
Со своей стороны, Государственный комитет обеспечивает исполнение государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2024 годы».
Также в заседании итоговой коллегии приняли участие: заместитель директора Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации Д.А.Готовцев с докладом «Обзор изменений законодательства в сфере закупок за 2022-2023гг. Перспективы развития контрактной системы в Российской Федерации» (в режиме видеоконференции), министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края А.С.Зарубин с докладом «Практика закупок Пермского края», директор Дирекции по конкурентной политике и закупкам города Казани И.И.Салимзянов с докладом «Практика закупок города Казани», заместитель генерального директора АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан» А.В.Крыжановский рассказал о работе Республиканского маркетингового центра РТ.