Итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2021 году и планах на 2022 год»

31 января 2022 г., понедельник

28 января 2022 года состоялось итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2021 году и планах на 2022 год» с участием Первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.К.Нигматуллина.

Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам Р.Н.Сабиров выступил с докладом «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2021 году и планах на 2022 год».

В начале доклада освещена история создания Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам (далее – Государственный комитет): в 2021 году исполнилось 15 лет c момента, когда по решению Президента Республики Татарстан Рустама Нургалиевича Минниханова образовано Управление государственных закупок Республики Татарстан (далее – Управление).

Создание Управления было обусловлено необходимостью совершенствования системы закупок Республики Татарстан и вступлением в силу с 2006 года Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

За этот сравнительно небольшой период произошел ряд кардинальных изменений:

Во-первых, в 2014 году в связи с Указом Президента Республики Татарстан (от 20.03.2014 № УП-286) Управление государственных закупок Республики Татарстан преобразовано в Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.

Во-вторых, изменились задачи и функции Государственного комитета. В частности, сегодня Государственный комитет:

- осуществляет определение поставщиков для государственных заказчиков и бюджетных организаций;

- обеспечивает реализацию государственной политики в сфере закупок;

- осуществляет мониторинг закупок и методологическое сопровождение деятельности заказчиков;

- обеспечивает развитие добросовестной конкуренции.

 

Также представлена информация, в том числе статистические данные, о результатах работы, проведенной в 2021 году. В частности:

I. Представлены показатели закупок, которые достигнуты по итогам 2021 года.

Согласно данным Единой информационной системы в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками республики опубликовано извещений на общую сумму более 166 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключённых контрактов составила почти 3%. В том числе муниципальными заказчиками опубликовано извещений на сумму 27 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключённых муниципальных контрактов составила 6%.

По итогам года заключено контрактов на сумму 180 млрд. рублей, в том числе муниципальными заказчиками на сумму более 31 млрд. рублей.

Сумма контрактов, заключённых с субъектами малого предпринимательства, по итогам года составила более 56 млрд. рублей.

В рамках исполнения своих функций Государственным комитетом осуществлено более тысячи централизованных закупок на сумму более 6 млрд. рублей. В том числе централизованных закупок на организацию питания для детских дошкольных учреждений 10 муниципальных районов республики на сумму 463 млн. рублей и на поставку молочной продукции на сумму 442 млн. рублей.

Из общего объема проведённых закупок более 72% контрактов заключено с республиканскими поставщиками-исполнителями. Экономия бюджетных средств по итогам проведённых закупочных процедур составила более 5 %.

В рамках соглашений для отдельных юридических лиц Государственным комитетом размещено 578 закупок на общую сумму более 5 млрд. рублей. Экономия денежных средств по результатам состоявшихся конкурентных закупок составила 17,2%.

 

II. Представлена информация по модернизации и доработкам Региональной информационной системы в сфере закупок (далее – Система) реализованным в 2021 году и запланированным в 2022 году.

В 2021 году в Системе реализованы:

- конструктор проектов контрактов, предназначенный для уполномоченных органов, размещающих централизованные закупки. Данный инструмент помогает автоматизировать работу по заполнению проектов контрактов по результатам закупок для нужд заказчиков.

- функционал, предупреждающий о риске поставок некачественного товара, в том числе с учетом открытых данных о победителе закупки. После регистрации заключённого контракта в Системе сервис предупреждает заказчиков о таком риске в случае соответствия двум из пяти показателей. В текущем году планируется расширить количество контрольных показателей до 17.

В 2022 году запланированы следующие доработки Системы:

1. Формирование позиций в структурированном виде.

В соответствии с Законом о контрактной системе заказчики при размещении закупок обязаны использовать позиции и их характеристики, содержащиеся в Каталоге товаров, работ, услуг, опубликованном в ЕИС. Такие сведения представляются в структурированной форме.

В целях обеспечения эффективной работы при формировании новых позиций заказчиками республики предлагается построить аналогичную работу в Системе. Это позволит оперативно обновлять сведения в случае их изменений в федеральной системе, а также указывать унифицированное обоснование применения дополнительных характеристик при размещении централизованных закупок.

2. Настройка обмена сообщениями между пользователями Системы.

Работа в закупках, особенно на стадии рассмотрения заявок, требует от заказчиков оперативности в обмене информацией, в том числе при направлении участниками закупок запросов на разъяснение документации и технических заданий.

Кроме того, в целях сокращения ручной работы сотрудников запланировано реализовать интеграцию Системы со следующими ресурсами:

1. Биржевая площадка.

На сегодняшний день заказчики республики при малых закупках по отдельному перечню товаров обязаны использовать Биржевую площадку, а по результатам заключения договора и поставки товара должны публиковать соответствующие сведения в Системе. Интеграция Системы с Биржевой площадкой позволит заказчикам указывать меньше необходимых для отчетности сведений.

2.Региональная система межведомственного электронного взаимодействия.

В рамках реализации мероприятий по сокращению задолженности по налогам в консолидированный бюджет Республики Татарстан заказчики республики на постоянной основе значительно легче проверять наличие задолженности у победителей закупок.

 

III. Предложено обратить внимание на работу заказчиков с единственными поставщиками - естественными монополиями.

Как правило, контракты с такими субъектами заключаются на бумаге, а документы об их исполнении направляются посредством систем различных операторов электронного документооборота. Это создает для заказчиков сложности как на стадии заключения контракта, так и при обмене закрывающими документами.

В Системе электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан (далее – СЭДО) реализован роуминг с тремя самыми популярными в республике операторами электронного документооборота: Такснет, Тензор, СКБ-Контур, которые работают в том числе с естественными монополиями. Тем самым исключается необходимость менять систему электронного документооборота или подключаться к нескольким операторам. Заказчикам достаточно будет настроить связь в СЭДО с контрагентом и начать обмениваться документами.

Заказчикам Республики Татарстан предложено заключать договоры и обмениваться закрывающими документами с естественными монополиями исключительно посредством Системы электронного документооборота в сфере закупок.

 

IV. Представлены результаты мониторинга закупок, проводимых заказчиками Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой свыше 50 млн. рублей.

В рамках мониторинга по итогам 2021 года Государственным комитетом выявлено 16 нарушений. При этом анализ нарушений показал, что заказчики в равной мере допускают нарушения при описании объекта закупки, установлении критериев оценки заявок, составлении документации, а также в связи с неразмещением в единой информационной системе в сфере закупок обязательной информации, предусмотренной Законом о контрактной системе.

Мониторинг конкурсных процедур выявил нарушения в 33 муниципальных районах.

 

V. Представлена информация о методологической поддержке заказчиков республики.

В рамках методологической поддержки заказчиков Государственным комитетом разрабатываются методические рекомендации, совместно с Центром развития закупок Республики Татарстан проводятся образовательные мероприятия, оказывается оперативная информационно-консультационная помощь.

В 2021 году АО «Центр развития закупок Республики Татарстан» в рамках объявленного Года родных языков и народного единства организован дистанционный курс повышения квалификации по 44-ФЗ полностью на татарском языке.

Кроме того, в целях определения и поддержания квалификации специалистов в сфере закупок проводится автоматизированное тестирование. Всего в 2021 году в тестировании приняли участие более 3 700 специалистов.

Постоянный мониторинг закупок и проверка квалификации специалистов в сфере закупок подтверждает необходимость создания и внедрения в республике системы подготовки кадров.

В связи с этим предложено разработать программу подготовки специалистов в сфере закупок и контрактных управляющих совместно с ведущими вузами республики для формирования республиканского резерва этих кадров.

 

VI. Информация о результатах организованных пилотных проектах.

В 2021 году Государственным комитетом проведены два пилотных проекта:

1. Организован выборочный мониторинг закупок на поставку пищевой продукции, проводимых заказчиками Республики Татарстан, а также проведение отбора проб для экспертизы в лабораториях.

По итогам проведенных экспертиз выявлены случаи несоответствия характеристик поставляемого товара установленным требованиям, а также случаи поставки товара без ветеринарного свидетельства. При выявлении поставок некачественной продукции проводилась методологическая поддержка учреждений для ведения претензионной работы.

2. Организована выборочная проверка поставки оригинальных картриджей по результатам закупок, проводимых заказчиками Республики Татарстан.

Всего в рамках анализа и мониторинга проверено поставок на общую сумму 5,7 млн. рублей. В результате выявлено, что при исполнении 8 государственных контрактов на поставку картриджей, или в половине (54%) от общего числа проверенных государственных контрактов, участниками закупки предлагался товар, не соответствующий условиям контракта.

По всем случаям выявленных нарушений заказчикам Республики Татарстан оказана юридическая помощь по вопросам претензионной работы с поставщиками и одностороннего отказа от исполнения контракта.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что централизованная экспертиза является эффективным инструментом для получения независимой информации о фактическом исполнении контрактов для нужд государственных и муниципальных заказчиков. В связи с этим предложено внедрить ее с 2022 года.

 

VII. Представлена информация о мерах, направленных на снижение коррупционных нарушений.

Государственные закупки — это важный инструмент государственного регулирования, с помощью которого реализуются экономические, социальные и другие задачи по приоритетным направлениям национальной политики. Но при этом сфера закупок особенно уязвима для коррупции.

В связи с этим важным направлением деятельности каждого заказчика является реализация комплекса мер, направленных на снижение коррупционных нарушений и в целом обеспечивающих недопущение злоупотреблений и коррупционных проявлений в сфере закупок.

Со своей стороны, Государственный комитет обеспечивает исполнение государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2024 годы».

 

Также в заседании итоговой коллегии приняли участие: заместитель Министра финансов Российской Федерации А.М.Лавров с докладом «Изменения законодательства в сфере закупок в 2022 году» (в режиме видеоконференции), заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан А.А.Яфизов с докладом «Меры, применяемые в Республике Татарстан, для повышения конкуренции в сфере закупок» и начальник Главного управления контрактной системы Омской области Н.В.Дохват с докладом «Реализация проекта «Контрактный управляющий. Дорогу молодым» в Омской области».

 

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International