Итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2020 году и планах на 2021 год»

29 января 2021 г., пятница

25 января 2021 года состоялось итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2020 году и планах на 2021 год» с участием Первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.К. Нигматуллина.

В заседании в режиме видеоконференции также приняли участие: директор ГКУ Нижегородской области «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции» В.В. Тарбеев с докладом «Осуществление анализа и мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных государственных и муниципальных контрактов» и сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Самарской области, координатор антикоррупционного Бюро Расследований ОНФ в Приволжском федеральном округе В.В. Нуждин с докладом «Общественный контроль как одна из форм контроля в системе закупок».

Заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам И.Г. Багаутдинов выступил с докладом «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2020 году и планах на 2021 год».

В докладе отмечено, что хорошо организованная и стабильно функционирующая система государственных закупок, обеспечивающая прозрачность закупочных процедур, это обязательное условие для экономического роста и результативного государственного управления по достижению поставленных целей.

Ограничения, введенные в 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции, заставили задуматься о необходимости пересмотра установленных норм и правил в сфере закупок. Именно поэтому с момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, в законодательство внесены изменения, в том числе касающиеся поддержки бизнеса. Наиболее важные изменения содержатся не только в федеральных законах, но также в ряде значимых актов Правительства России.

Среди ключевых изменений можно выделить:

-признание коронавируса обстоятельством непреодолимой силы;

-увеличение лимитов для закупок малого объема;

-возможность продления срока действия отдельных контрактов и изменение существенных условий контракта;

-изменение условий закупок строительных работ;

-изменение правил работы с обеспечением контракта и гарантийными обязательствами;

-списание неустойки;

-переход на дистанционное рассмотрение жалоб.

В Республике Татарстан также ведется работа, направленная на обеспечение устойчивого развития экономики, в том числе на обеспечение поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере закупок. В частности изданы Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан предоставляющие право заказчикам в 2020 году изменять цену и сроки исполнения заключенного контракта, не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.

 

В рамках полномочий Государственным комитетом по результатам мониторинга закупок, проводимых заказчиками Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой свыше 50 млн. рублей, выявлено 33 нарушения. При этом анализ нарушений показал, что 45% от их общего числа заказчики допускают при описании объекта закупки.

Кроме того, Государственным комитетом проведен мониторинг конкурсных процедур по закупке продуктов питания для общеобразовательных организаций республики, в ходе которого выявлены нарушения в 7 муниципальных образованиях Республики Татарстан.

На основании анализа и систематизации сведений, полученных в ходе мониторинга закупок, Государственный комитет разрабатывает методические рекомендации для заказчиков республики, также указанная информация учитывается при реализации образовательных программ в сфере государственных закупок, что способствует снижению количества нарушений в последующем. 

 

В отчетном году в рамках методологической поддержки заказчиков Государственным комитетом совместно с Центром развития закупок Республики Татарстан организованы образовательные мероприятия для заказчиков и оперативная информационно-консультационная помощь. В частности проведено 29 образовательных мероприятий, в которых приняли участие более 700 специалистов заказчиков. Кроме того, ежегодно в целях определения и поддержания уровня знаний специалистов в сфере закупок Государственный комитет проводит автоматизированное тестирование. Всего в 2020 году приняло участие почти 3 200 специалистов.

 

В условиях быстро меняющейся жизни современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Их внедрение в сферу закупок обеспечивает открытость и прозрачность, а также эффективное использование бюджетных средств.

В республике такой функционал обеспечивается Региональной информационной системой в сфере закупок, модернизация и доработка которой осуществляется на постоянной основе. К примеру, в 2020 году успешно реализован функционал анализа цен товаров с учетом исполненных контрактов, а также контрактов по малым закупкам. Таким образом, заказчики республики будут эффективнее обосновывать цены контрактов на поставку необходимых товаров.

При этом, за счет внедрения Системы электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан обеспечивается юридически значимый обмен первичными документами между заказчиками и поставщиками по заключенным контрактам.

В 2020 году в целях создания единого сервиса электронного взаимодействия в сфере закупок для обмена документами заказчиками с субъектами естественных монополий реализован роуминг между указанной Системой и системами операторов ЭДО Такснет и Тензор. В 2021 году запланирована реализация роуминга с оператором ЭДО СКБ-Контур.

 

Обязанностью каждого заказчика является организация мероприятий по недопущению злоупотреблений и коррупционных проявлений в сфере закупок. В связи с этим Государственный комитет обеспечивает исполнение государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2023 годы». В целях минимизации коррупционных рисков Государственным комитетом:

- разработаны типовые формы документаций (11) и контрактов (24), которые применяются заказчиками при осуществлении закупок;

- разработаны и направлены государственным и муниципальным заказчикам Памятки о предотвращении конфликта интересов;

- проведена работа по информированию заказчиков о рисках поставки некачественного товара по контрактам, заключенным в целях реализации региональных составляющих национальных проектов.

Помимо методической и консультационной поддержки заказчиков, Государственный комитет ведет разъяснительную работу через обращения граждан, поступающих в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан. В 2020 году в Государственном комитете зарегистрировано 36 обращений граждан, на которые направлены ответы в сроки установленные законодательством. Тема поступающих обращений преимущественно касается разъяснения норм действующего федерального законодательства в сфере закупок.

 

Согласно данным Единой информационной системы в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками республики опубликовано закупок на общую сумму 151,6 млрд. рублей (без учета закупок у единственного поставщика). Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 3,8%. В том числе муниципальными заказчиками опубликовано закупок на общую сумму более 22,8 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 6,4%.

По итогам года контрактов заключено на сумму 169 млрд. рублей, в том числе муниципальными заказчиками на сумму почти 30 млрд. рублей.

Контрактов по закупкам малого объема заключено на сумму 12,8 млрд. рублей, что составляет 7% от общей стоимости заключенных контрактов.

В рамках исполнения своих функций Государственным комитетом в период с 1 января по 31 декабря 2020 года осуществлено 983 централизованных закупок на общую сумму 6,4 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупочных процедур составила 8,3%. Из общего объема закупок более 75% контрактов заключено с республиканскими организациями.

Также, Государственным комитетом проведены централизованные закупки на организацию питания для 10 муниципальных районов республики на сумму 493 млн. рублей и на поставку молочной продукции на сумму 518 млн. рублей.

 

В рамках соглашений для отдельных юридических лиц Государственным комитетом размещено более 700 закупок на общую сумму 9,57 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам состоявшихся конкурентных закупок составила 21%.

 

В 2020 году Государственным комитетом организован мониторинг ряда закупок на предмет соответствия предлагаемого товара поставщиками, где цена контракта снижалась более чем на 25%. Мониторинг показал, что в таких закупках риск получить товар, несоответствующий требованиям технического задания, достаточно высок.

В целях выработки эффективного механизма по обеспечению поставки качественной продукции Государственным комитетом в 2021 году предложено провести следующие пилотные проекты:

1. организация выборочного мониторинга закупок, имеющих риски поставки некачественной продукции, при необходимости проведение отбора проб для экспертизы в лабораториях и претензионно – судебной работы.

2. организация выборочной проверки поставки оригинальных картриджей совместно с заинтересованными заказчиками с привлечением производителей картриджей в целях подтверждения соответствия предлагаемого товара.

Кроме того, в 2021 году Государственным комитетом предложено:

1. Проработать вопрос интеграции Региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан (далее – Система) и Системы электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан с Единой информационной системой в сфере закупок России.

2. Реализовать в Системе функционал, предупреждающий заказчиков о рисках поставки некачественного товара на основании разработанной шкалы оценки риска и открытых данных о победителе закупки, в том числе сообщающий о товарном знаке поставляемого товара для последующего анализа.

3. Наполнить справочник Системы товарами республиканских товаропроизводителей.

4.  Подготовить обращение в адрес Правительства Российской Федерации по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей.

 

Государственные закупки имеют ключевое значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора и повышения доверия граждан.

В целях обеспечения исполнения на высоком уровне возложенных обязанностей на государственные органы и защиты общественных интересов, государственные закупки необходимо осуществлять эффективно, с соблюдением высоких стандартов. Именно поэтому слаженная работа каждого отдельного заказчика республики по рациональному, законному и справедливому расходованию бюджетных средств обеспечит эффективную работу системы закупок Республики Татарстан.

ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТИ
Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International