25 января 2021 года состоялось итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2020 году и планах на 2021 год» с участием Первого заместителя Премьер-министра Республики Татарстан Р.К. Нигматуллина.
В заседании в режиме видеоконференции также приняли участие: директор ГКУ Нижегородской области «Агентство по развитию производства, кооперации и конкуренции» В.В. Тарбеев с докладом «Осуществление анализа и мониторинга соответствия поставляемых товаров условиям заключенных государственных и муниципальных контрактов» и сопредседатель регионального штаба Общероссийского народного фронта в Самарской области, координатор антикоррупционного Бюро Расследований ОНФ в Приволжском федеральном округе В.В. Нуждин с докладом «Общественный контроль как одна из форм контроля в системе закупок».
Заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам И.Г. Багаутдинов выступил с докладом «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2020 году и планах на 2021 год».
В докладе отмечено, что хорошо организованная и стабильно функционирующая система государственных закупок, обеспечивающая прозрачность закупочных процедур, это обязательное условие для экономического роста и результативного государственного управления по достижению поставленных целей.
Ограничения, введенные в 2020 году в связи с появлением новой коронавирусной инфекции, заставили задуматься о необходимости пересмотра установленных норм и правил в сфере закупок. Именно поэтому с момента введения в России ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, в законодательство внесены изменения, в том числе касающиеся поддержки бизнеса. Наиболее важные изменения содержатся не только в федеральных законах, но также в ряде значимых актов Правительства России.
Среди ключевых изменений можно выделить:
-признание коронавируса обстоятельством непреодолимой силы;
-увеличение лимитов для закупок малого объема;
-возможность продления срока действия отдельных контрактов и изменение существенных условий контракта;
-изменение условий закупок строительных работ;
-изменение правил работы с обеспечением контракта и гарантийными обязательствами;
-списание неустойки;
-переход на дистанционное рассмотрение жалоб.
В Республике Татарстан также ведется работа, направленная на обеспечение устойчивого развития экономики, в том числе на обеспечение поддержки субъектов малого предпринимательства в сфере закупок. В частности изданы Распоряжения Кабинета Министров Республики Татарстан предоставляющие право заказчикам в 2020 году изменять цену и сроки исполнения заключенного контракта, не устанавливать требования обеспечения исполнения контракта и гарантийных обязательств.
В рамках полномочий Государственным комитетом по результатам мониторинга закупок, проводимых заказчиками Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой свыше 50 млн. рублей, выявлено 33 нарушения. При этом анализ нарушений показал, что 45% от их общего числа заказчики допускают при описании объекта закупки.
Кроме того, Государственным комитетом проведен мониторинг конкурсных процедур по закупке продуктов питания для общеобразовательных организаций республики, в ходе которого выявлены нарушения в 7 муниципальных образованиях Республики Татарстан.
На основании анализа и систематизации сведений, полученных в ходе мониторинга закупок, Государственный комитет разрабатывает методические рекомендации для заказчиков республики, также указанная информация учитывается при реализации образовательных программ в сфере государственных закупок, что способствует снижению количества нарушений в последующем.
В отчетном году в рамках методологической поддержки заказчиков Государственным комитетом совместно с Центром развития закупок Республики Татарстан организованы образовательные мероприятия для заказчиков и оперативная информационно-консультационная помощь. В частности проведено 29 образовательных мероприятий, в которых приняли участие более 700 специалистов заказчиков. Кроме того, ежегодно в целях определения и поддержания уровня знаний специалистов в сфере закупок Государственный комитет проводит автоматизированное тестирование. Всего в 2020 году приняло участие почти 3 200 специалистов.
В условиях быстро меняющейся жизни современный мир невозможно представить без цифровых технологий. Их внедрение в сферу закупок обеспечивает открытость и прозрачность, а также эффективное использование бюджетных средств.
В республике такой функционал обеспечивается Региональной информационной системой в сфере закупок, модернизация и доработка которой осуществляется на постоянной основе. К примеру, в 2020 году успешно реализован функционал анализа цен товаров с учетом исполненных контрактов, а также контрактов по малым закупкам. Таким образом, заказчики республики будут эффективнее обосновывать цены контрактов на поставку необходимых товаров.
При этом, за счет внедрения Системы электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан обеспечивается юридически значимый обмен первичными документами между заказчиками и поставщиками по заключенным контрактам.
В 2020 году в целях создания единого сервиса электронного взаимодействия в сфере закупок для обмена документами заказчиками с субъектами естественных монополий реализован роуминг между указанной Системой и системами операторов ЭДО Такснет и Тензор. В 2021 году запланирована реализация роуминга с оператором ЭДО СКБ-Контур.
Обязанностью каждого заказчика является организация мероприятий по недопущению злоупотреблений и коррупционных проявлений в сфере закупок. В связи с этим Государственный комитет обеспечивает исполнение государственной программы «Реализация антикоррупционной политики Республики Татарстан на 2015-2023 годы». В целях минимизации коррупционных рисков Государственным комитетом:
- разработаны типовые формы документаций (11) и контрактов (24), которые применяются заказчиками при осуществлении закупок;
- разработаны и направлены государственным и муниципальным заказчикам Памятки о предотвращении конфликта интересов;
- проведена работа по информированию заказчиков о рисках поставки некачественного товара по контрактам, заключенным в целях реализации региональных составляющих национальных проектов.
Помимо методической и консультационной поддержки заказчиков, Государственный комитет ведет разъяснительную работу через обращения граждан, поступающих в соответствии с законодательством о порядке рассмотрения обращений граждан. В 2020 году в Государственном комитете зарегистрировано 36 обращений граждан, на которые направлены ответы в сроки установленные законодательством. Тема поступающих обращений преимущественно касается разъяснения норм действующего федерального законодательства в сфере закупок.
Согласно данным Единой информационной системы в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками республики опубликовано закупок на общую сумму 151,6 млрд. рублей (без учета закупок у единственного поставщика). Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 3,8%. В том числе муниципальными заказчиками опубликовано закупок на общую сумму более 22,8 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 6,4%.
По итогам года контрактов заключено на сумму 169 млрд. рублей, в том числе муниципальными заказчиками на сумму почти 30 млрд. рублей.
Контрактов по закупкам малого объема заключено на сумму 12,8 млрд. рублей, что составляет 7% от общей стоимости заключенных контрактов.
В рамках исполнения своих функций Государственным комитетом в период с 1 января по 31 декабря 2020 года осуществлено 983 централизованных закупок на общую сумму 6,4 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупочных процедур составила 8,3%. Из общего объема закупок более 75% контрактов заключено с республиканскими организациями.
Также, Государственным комитетом проведены централизованные закупки на организацию питания для 10 муниципальных районов республики на сумму 493 млн. рублей и на поставку молочной продукции на сумму 518 млн. рублей.
В рамках соглашений для отдельных юридических лиц Государственным комитетом размещено более 700 закупок на общую сумму 9,57 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам состоявшихся конкурентных закупок составила 21%.
В 2020 году Государственным комитетом организован мониторинг ряда закупок на предмет соответствия предлагаемого товара поставщиками, где цена контракта снижалась более чем на 25%. Мониторинг показал, что в таких закупках риск получить товар, несоответствующий требованиям технического задания, достаточно высок.
В целях выработки эффективного механизма по обеспечению поставки качественной продукции Государственным комитетом в 2021 году предложено провести следующие пилотные проекты:
1. организация выборочного мониторинга закупок, имеющих риски поставки некачественной продукции, при необходимости проведение отбора проб для экспертизы в лабораториях и претензионно – судебной работы.
2. организация выборочной проверки поставки оригинальных картриджей совместно с заинтересованными заказчиками с привлечением производителей картриджей в целях подтверждения соответствия предлагаемого товара.
Кроме того, в 2021 году Государственным комитетом предложено:
1. Проработать вопрос интеграции Региональной информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан (далее – Система) и Системы электронного документооборота в сфере закупок Республики Татарстан с Единой информационной системой в сфере закупок России.
2. Реализовать в Системе функционал, предупреждающий заказчиков о рисках поставки некачественного товара на основании разработанной шкалы оценки риска и открытых данных о победителе закупки, в том числе сообщающий о товарном знаке поставляемого товара для последующего анализа.
3. Наполнить справочник Системы товарами республиканских товаропроизводителей.
4. Подготовить обращение в адрес Правительства Российской Федерации по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей.
Государственные закупки имеют ключевое значение для повышения эффективности функционирования государственного сектора и повышения доверия граждан.
В целях обеспечения исполнения на высоком уровне возложенных обязанностей на государственные органы и защиты общественных интересов, государственные закупки необходимо осуществлять эффективно, с соблюдением высоких стандартов. Именно поэтому слаженная работа каждого отдельного заказчика республики по рациональному, законному и справедливому расходованию бюджетных средств обеспечит эффективную работу системы закупок Республики Татарстан.