Предприниматель напомнил, что с начала 2025 года вступили в силу новые нормы национального режима, направленные на защиту российских производителей. Однако, по его словам, некоторые заказчики по-прежнему заменяют отечественное оборудование на импортное, пользуясь правовыми лазейками. Он предложил усилить контроль за исполнением требований.
«Согласен здесь полностью, — поддержал президент. — Все эти инструменты регулирования, которые [мы] вводим, направлены на то, чтобы поддержать отечественного производителя. Ясно, что не так просто порой определить, что такое отечественное, потому что под видом отечественных комплектующих завозят [импортные], потом свинчивают, и получается совсем не отечественное».
Путин поручил Минэкономразвития усовершенствовать соответствующие механизмы контроля и предложил передать конкретные случаи обхода правил заместителю главы администрации президента Максиму Орешкину. Он также поинтересовался, фиксируют ли надзорные органы нарушения, связанные с использованием нелокализованной продукции, и получил утвердительный ответ.
«Видят, но просто не исполняют постановление правительства?» — уточнил Путин. — «Конечно, так оно и есть. Поэтому мы и просим контроль, мы обращаемся за возможностью усилить контроль», — ответил Канунников.
Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что министерство обычно избегает взятия на себя дополнительных надзорных функций, перекладывая их на госкорпорации. На это Путин возразил:
«Мы избегаем контрольных функций, чтобы им не мешать со стороны административных структур. А здесь, наоборот, нам надо помочь этой контрольной функцией. Надо это сделать».
Президент также поручил министру финансов Антону Силуанову подключить к решению проблемы Федеральную антимонопольную службу:
«Антон, с ФАСом и с кем угодно. Надо просто, чтобы жизнь соответствовала нормативной базе, которая создана на этот счет».
Контекст: Изменения в правилах национального режима с 2025 года направлены на то, чтобы ограничить участие иностранных товаров в госзакупках и расширить рынок сбыта для локализованных российских решений. Однако практика показывает, что запреты обходятся через сборочные схемы и подмену документов, что делает контроль за закупками ключевым вопросом в обеспечении технологического суверенитета.