В первом случае контрольный орган установил, что банковская гарантия, выданная ПАО «Сбербанк России», не включала обязательные сведения об электронных адресах бенефициара (заказчика) и принципала (поставщика): отсутствовали адреса электронной почты сторон. Заказчик правомерно отклонил заявку поставщика из-за несоответствия гарантии требованиям, установленным в извещении о закупке и Федеральным законом № 44-ФЗ.
ФАС признала жалобу поставщика обоснованной, отметив, что Типовая форма банковской гарантии (утв. ПП РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005) обязывает вести электронные адреса бенефициара, гаранта и принципала.
Аналогичная ситуация сложилась и во втором случае: предметом обжалования участником закупки стала гарантия, в которой ПАО «Сбербанк России» не указал электронный адрес заказчика (бенефициара). ФАС признала жалобу на участие в операции банковской закупки обоснованной.
Практические рекомендации:
В случае возникновения обстоятельств при оформлении банковской гарантии, а именно несоответствия требованиям, установленным законодательством (например, отсутствия обязательных сведений), рекомендуется подавать жалобу непосредственно на действия банка, выдавшего документ. Жалоба подается в ФАС России.
Обжалование решения комиссии заказчика об отклонении заявки по причине несоответствия банковской гарантии требованиям, как правило, не приводит к положительному результату, поскольку действия комиссии в данном случае соответствуют положениям Федерального закона № 44-ФЗ. То есть, ответственность за некорректное оформление гарантий несет банк, а не заказчик.