ОТЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ЗАКУПКАМ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЗАКУПОК НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ЗА 2024 ГОД
В отчетном периоде Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам (далее – Государственный комитет) в соответствии с возложенными на него задачами в целях эффективного расходования бюджетных средств Республики Татарстан проводились мероприятия, направленные на совершенствование региональной информационной системы Татарстана в сфере закупок, управления государственными закупками, реализацию ключевых принципов контрактной системы, совершенствование нормативного регулирования, достижение ключевых показателей.
ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
В 2024 году для заказчиков Республики Татарстан проводились процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следующими способами: открытый конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме.
В расчет анализа результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) взяты закупки, процедуры по которым (дата начала и окончания подачи заявок) завершились в период с 1 января 2024 года по 31 декабря 2024 года.
Сводная таблица закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для нужд заказчиков Республики Татарстан
Таблица № 1
Тип размещения |
Кол-во проведенных процедур/ лотов |
Динамика количества закупок (%) |
Начальная (максимальная) цена контрактов проведенных процедур (руб.) |
Динамика закупок по начальной (максимальной) цене контракта (%) |
||
2023 год |
2024 год |
2023 год |
2024 год |
|||
1. Открытый конкурс |
1 342 |
1 115 |
-16,91 |
85 806 994 629 |
59 593 892 945 |
-30,55 |
2. Электронный аукцион |
31 593 |
31 916 |
1,02 |
158 133 506 621 |
103 308 945 981 |
-34,67 |
3. Запрос котировок |
1 359 |
2 267 |
66,81 |
1 769 211 591
|
3 137 068 112 |
77,31 |
Всего |
34 294 |
35 298 |
2,93 |
245 709 712 841 |
166 039 907 038 |
-32,42 |
В 2024 году общее количество закупок увеличилось на 2,93 % по сравнению с 2023 годом (с 34 294 до 35 298 процедур/лотов). Это свидетельствует о небольшом росте активности в сфере закупок.
Количество процедур запроса котировок значительно увеличилось – на 66,81 % (с 1 359 до 2 267). Начальная цена контрактов выросла на 77,31 % (с 1,77 млрд руб. до 3,14 млрд руб.). Запрос котировок является одним из наиболее простых и быстрых способов закупок, что делает его привлекательным для заказчиков, особенно при необходимости оперативного заключения контрактов.
Увеличение количества процедур при снижении начальной цены контрактов может свидетельствовать о более эффективном использовании бюджетных средств и более жестком контроле за расходами.
Диаграммы № 1,2,3 (Во вложенном файле).
В 2024 году наибольший объем закупок в стоимостном и количественном выражении пришелся на ноябрь и декабрь. Пик закупочной активности в ноябре и декабре обусловлен как финансовыми, так и организационными причинами, связанными с завершением бюджетного цикла и необходимостью выполнения государственных обязательств.
За 2024 год 32 213 закупок привели к заключению контракта, что составило 91 % от общего количества проведенных процедур.
Диаграммы № 4,5 (Во вложенном файле).
В 2024 году порядка 55 % от общего объема НМЦК и 54 % от общего количества проведенных заказчиками Республики Татарстан закупок признаны состоявшимися.
В 2024 году в Республике Татарстан значительная часть закупочных процедур столкнулась с трудностями по причине отсутствия или отклонения заявок. Согласно приведенным данным:
56 % от общего объема завершенных закупок и 46 % от общего количества проведенных закупок признаны несостоявшимися. Это означает, что почти половина закупочных процедур либо не состоялись, либо были отменены.
92 % от общего объема НМЦК несостоявшихся закупок (85 % в количественном выражении) были признаны несостоявшимися по двум причинам:
1. Отклонение всех заявок, кроме одной: свидетельствует о недостаточной конкуренции.
2. Ошибки в организации закупок. Например, нарушения при расчете НМЦК, излишние требования к участникам закупок.
Для улучшения ситуации заказчикам и регулирующим органам необходимо:
• Анализировать причины несостоявшихся закупок.
• Повышать прозрачность и доступность информации о закупках.
• Корректировать условия закупок, чтобы они соответствовали возможностям рынка.
Диаграмма № 6 (Во вложенном файле).
В связи с низкой конкуренцией при проведении закупок, объектом которых были сооружения и строительные работы, продукция обрабатывающих производств, услуги гостиничного хозяйства и общественного питания, административные и вспомогательные услуги были признаны несостоявшимися в результате поданной одной заявки или отклоненных всех заявок, кроме одной. Их доля в несостоявшихся торгах составила 86,3 %.
Диаграммы № 7,8 (Во вложенном файле).
Наиболее результативным в части признания закупок состоявшимися являлся электронный аукцион 53,76 % в количественном и 58,30 % в стоимостном выражении, самым нерезультативным – запрос котировок 9,34 % в количественном и 13,20 % в стоимостном выражении.
Большой объем закупок, проводимых запросом котировок, признаются несостоявшимися по причине отсутствия или отклонения всех заявок.
Показатели закупок в динамике
Таблица № 2
Показатель |
Завершенные состоявшиеся процедуры |
Начальная (максимальная) цена контрактов состоявшихся закупок, млн.руб. |
Завершенные несостоявшиеся процедуры |
Начальная (максимальная) цена контрактов несостоявшихся закупок, млн. руб. |
||||
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
2023 |
2024 |
|
Количество/ сумма |
18 621 |
18 197 |
137 597,43 |
71 821, 11 |
15 673 |
17 101 |
108 112,27 |
94 218,8 |
Доля, относительно общего количества процедур |
54% |
52% |
56% |
43% |
46% |
48% |
44% |
57% |
В отчетном периоде наблюдалось снижение объема и удельного веса закупок в стоимостном выражении, признанных состоявшимися, то есть тех закупок, в которых количество заявок участников, допущенных по итоговому протоколу, было две и более.
С одной стороны, больше закупок в количественном выражении признаются состоявшимися, но с другой стороны доля конкурентных закупок в стоимостном выражении уменьшилась на 7 % (по сравнению с 2023 годом).
Удельный вес состоявшихся (несостоявшихся) конкурентных процедур (в количественном и стоимостном выражении)
Таблица № 3
Статус конкурентной процедуры |
Доля от общего количества проведенных закупок (%) |
Доля от сумм начальных (максимальных) цен контрактов проведенных процедур (%) |
||
2023 год |
2024 год |
2023 год |
2024 год |
|
Процедура состоялась (допущено 2 и более заявки) |
54 |
52
|
56 |
43
|
Процедура не состоялась (подана одна заявка или все, кроме одной заявки отклонены) |
39 |
40 |
42 |
51 |
Процедура не состоялась (не подано ни одной заявки или все заявки отклонены) |
7 |
8 |
2 |
6 |
По сравнению с 2023 годом в 2024 году количество проведенных закупок увеличилось на 2,93 % с 34 294 до 35 298. В то же время по стоимостному показателю уменьшение объема закупок составило 32 % с 245 709 712 841 руб. до 166 039 907 038 руб., при этом в 88,3 % случаях закупка чаще всего проводится в форме электронного аукциона.
По итогам 2024 года 8 % закупок признаны несостоявшимися в связи с тем, что не было подано ни одной заявки, либо все заявки были отклонены, а 40 % закупок признаны несостоявшимися в связи с тем, что была подана одна заявка или все кроме одной заявки отклонены. Наибольшее количество несостоявшихся закупок связано с отсутствием достаточного количества потенциальных участников, соответствующих требованиям, или размером НМЦК.
ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ)
На основании обращений заказчиков управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан за 2024 год осуществлено 117 случаев включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) о 100 участниках.
В 2024 году количество случаев внесения сведений в РНП осталось на том же уровне, что и в 2023 году, однако число поставщиков возросло. Для сравнения, за 2023 год было зафиксированы сведения о 83 участниках закупок, внесенных в РНП, в 2024 году о 100 участниках закупок.
Сведения о записях РНП, сделанных за 2024 год, представлены в таблице.
Сведения о распределении случаев включения участников закупок в РНП
Таблица № 4
№ п/п |
Основание внесения участника в РНП согласно ч. 2 ст. 104 Закона № 44-ФЗ |
Кол-во случаев внесения сведений в РНП |
Кол-во внесенных в РНП участников закупок |
1 |
Уклонение участника закупки от заключения контракта |
17 |
16 |
2 |
Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контрактов |
100 |
84 |
ИТОГО |
117 |
100 |
ВЕДЕНИЕ РЕЕСТРА ЖАЛОБ, ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК, ПРИНЯТЫХ ПО НИМ РЕШЕНИЙ И ВЫДАННЫХ ПРЕДПИСАНИЙ
По данным портала закупок www.zakupki.gov.ru за 2024 год органами контроля было рассмотрено 318 жалоб (уменьшение по количеству жалоб, по сравнению с прошлым годом, составило 45,9 %): 163 признаны необоснованными (51,25 %), 104 признаны обоснованными (32,7 %) и 51 частично обоснованными (16,05 %) от общего количества рассмотренных жалоб. В отношении 133 (41,8 %) рассмотренной жалобы выданы предписания об устранении нарушений.
При этом в 2023 году органами контроля было рассмотрено 464 жалобы, 158 из которых признаны обоснованными (34,05 %) и 96 частично обоснованными (20,69 %) от общего количества рассмотренных жалоб.
Данные о результатах рассмотрения жалоб представлены в таблице № 5 и в диаграмме № 9.
Сведения о ведении реестра жалоб
Таблица № 5
№ п/п |
Результат рассмотрения жалоб |
Количество жалоб (предписаний) |
Доля, % |
1 |
Рассмотрено жалоб, из них: |
318 |
100,00 |
1.1 |
Жалоба признана необоснованной |
163 |
51,26 |
1.2 |
Жалоба признана обоснованной |
104 |
32,70 |
1.3 |
Жалоба признана обоснованной (частично) |
51 |
16,04 |
2 |
По результатам рассмотренных жалоб выдано предписаний, из них: |
133 |
100,00 |
2.1. |
Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и внесении изменений в документацию (извещение) |
89 |
66,9 |
2.2. |
Об отзыве проекта контракта и его повторном направлении на подписание |
7 |
5,30 |
2.3. |
О внесении изменений в проект контракта |
1 |
0,75 |
2.4. |
Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и повторном рассмотрении заявок участников |
31 |
23,30 |
2.5. |
Об отмене протоколов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и повторном проведении аукциона |
1 |
0,75 |
2.6. |
О внесении изменений в извещение (документацию) |
2 |
1,50 |
2.7 |
О внесении изменений в протокол подведения итогов |
2 |
1,50 |
2.8 |
Об отмене процедуры проведения закупки |
0 |
0 |
Диаграмма № 9 (Во вложенном файле).
По данным ЕИС за 2024 год органами контроля проведено 539 проверок в отношении государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан (в 2023 году 665 проверок).
Сведения о плановых проверках представлены в таблице № 6.
Сведения о плановых проверках
Таблица № 6
№ п/п |
Наименование показателя |
Органы контроля |
Итого |
||
Министерство финансов Республики Татарстан |
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан |
Органы муниципального контроля |
|||
1 |
Общее количество плановых проверок, в том числе: |
41 |
5 |
63 |
109 |
1.1 |
По результатам которых нарушения не выявлены |
0 |
0 |
20 |
20 |
1.2 |
По результатам которых нарушения выявлены |
41 |
5 |
43 |
89 |
2 |
Количество предписаний, выданных по результатам выявленных нарушений, в том числе: |
1 |
0 |
15 |
16 |
2.1 |
Об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
0 |
0 |
0 |
0 |
За 2024 год из 109 плановых мероприятий, проведенных органами контроля в отношении государственных заказчиков Республики Татарстан, в 81,65 % случаев выявлены нарушения норм законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в отношении 14,68 % проверенных закупок выданы предписания об устранении нарушений.
УРОВЕНЬ КОНКУРЕНЦИИ
На проведенные в отчетном периоде конкурентные процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) было подано 75 762 заявки участников закупок, что на 4,9 % заявок меньше показателя 2023 года (79 640). По результатам проведения процедур доля допущенных членами комиссий заявок участников в 2024 году составила 96,62 %, что соответствует уровню предшествующего года (2023 - 96,52 %).
Диаграмма № 10 (Во вложенном файле).
Общий показатель конкуренции по всем процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составил 2 участника (среднее количество участников на одну проведенную процедуру) или 2,1 участника в отношении допущенных от общего количества конкурентных процедур.
Диаграмма № 11 (Во вложенном файле).
Из-за дополнительных требований, которые устанавливаются при проведении открытого конкурса, закупка привлекает минимальное количество участников. Электронные аукционы становятся популярным инструментом для поставщиков, так как они обеспечивают прозрачность, доступность и возможность конкурировать на равных условиях. В электронных аукционах поставщики могут конкурировать, снижая цену контракта. Это позволяет заказчику получить наиболее выгодные условия, а поставщику — выиграть контракт, предложив оптимальную цену.
ПРЕИМУЩЕСТВА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Согласно положениям статьи 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СМП, СОНО) в размере не менее чем 25 % совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1. статьи 30 Закон № 44-ФЗ.
В соответствии с постановлением КМ РТ от 15.03.2024 № 151 «Об утверждении задания на управление республиканским органам исполнительной власти, отдельным государственным учреждениям Республики Татарстан на 2024–2026 годы» был установлен индикатор оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Татарстан, отдельных государственных учреждений Республики Татарстан и качества жизни населения на 2024 – 2026 годы в части осуществления объема закупок у СМП, СОНО в размере не менее 30 % от совокупного годового объема закупок.
Показатели закупок, проведенных среди СМП, СОНО
Таблица № 7
|
2023 год |
2024 год |
Динамика относительно прошлого года (%) |
Количество закупок государственных и муниципальных заказчиков РТ среди СМП, СОНО, шт. |
12 174 |
19 467 |
59,91 |
Совокупная начальная (максимальная) цена закупок государственных и муниципальных заказчиков РТ среди СМП, СОНО, руб. |
13 000 466 942 |
17 230 071 896 |
32,53 |
Доля контрактов с СМП, СОНО от общего объема заключенных контрактов, % |
25 |
26 |
4,00 |
Количество заявок, поданных на участие в закупках среди СМП, СОНО, шт. |
30 416 |
45 641 |
50,06 |
Уровень конкуренции на проведенных закупках среди СМП, СОНО, ед. на 1 закупку |
2,50 |
2,34 |
-6,40 |
Наибольшее количество закупок для СМП, СОНО в отчетном периоде проводилось путем электронного аукциона – 18 106 закупок (93 %). Электронный аукцион обеспечивает высокий уровень прозрачности и конкуренции, что способствует снижению коррупционных рисков и позволяет привлекать большее количество участников, включая СМП и СОНО.
В сравнении с 2023 годом доля контрактов, заключенных с СМП, СОНО увеличилась на 4%.
Доля процедур с конкуренцией (подано более 2 заявок участников) составила 52 % от общего количества проведенных закупок для СМП, СОНО.
СНИЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ (МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ КОНТРАКТА ПО ИТОГАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) (ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ)
Одним из показателей эффективности осуществления закупок является экономия бюджетных средств, то есть снижение цены контракта по результатам проведенных конкурентных закупок1.
В разрезе конкурентных способов определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) детальная информация об объеме экономии представлена в таблице № 8.
Информация об экономии бюджетных средств в разрезе способов определений поставщиков (подрядчика, исполнителя)
Таблица № 8
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
Объем экономии |
|
|
Абсолютное значение, тыс. руб. |
Относительное значение, % |
|
|
|
|||
Открытый конкурс |
616 405,41 |
1,82 |
|
Электронный аукцион |
2 538 743,38 |
3,47 |
|
Запрос котировок |
171 119,70 |
6,83 |
|
ИТОГО |
3 326 268,5 |
3,4 |
|
Диаграмма № 12 (Во вложенном файле).
Статистика по заключению контракта. Детализация участников закупок по месту регистрации.
Таблица № 9
Место регистрации участника (регион) |
Объем контрактов, заключенных заказчиками РТ*, руб. |
Участие в закупках РТ, (%) |
Татарстан Респ |
170 520 184 691,00 |
80,65 |
Прочее** |
20 828 993 194,00 |
9,85 |
Новосибирская область |
7 918 510 552,00 |
3,75 |
Москва |
6 422 400 002,00 |
3,04 |
Московская область |
1 101 862 396,00 |
0,52 |
Нижегородская область |
704 248 513,00 |
0,33 |
Санкт-Петербург |
657 351 758,00 |
0,31 |
Башкортостан Респ |
476 135 273,00 |
0,23 |
Удмуртская Респ |
434 048 517,00 |
0,21 |
Пермский край |
371 925 984,00 |
0,18 |
Краснодарский край |
278 690 015,00 |
0,13 |
Самарская область |
229 330 675,00 |
0,11 |
Свердловская область |
180 161 335,00 |
0,09 |
Ульяновская область |
147 782 337,00 |
0,07 |
Ленинградская область |
134 333 880,00 |
0,06 |
Ростовская область |
131 619 705,00 |
0,06 |
Челябинская область |
108 995 190,00 |
0,05 |
Чувашская Республика - Чувашия |
108 775 782,00 |
0,05 |
Омская область |
76 410 179,00 |
0,04 |
Рязанская область |
50 697 398,00 |
0,02 |
Мурманская область |
49 273 344,00 |
0,02 |
Продолжение Таблицы №9
Место регистрации участника (регион) |
Объем контрактов, заключенных заказчиками РТ*, руб. |
Участие в закупках РТ, (%) |
Пензенская область |
44 378 609,00 |
0,02 |
Марий Эл Респ |
43 492 482,00 |
0,02 |
Чеченская респ |
40 065 002,00 |
0,02 |
Ярославская область |
38 618 623,00 |
0,02 |
Воронежская область |
35 025 381,00 |
0,02 |
Костромская область |
34 423 261,00 |
0,02 |
Белгородская область |
33 485 870,00 |
0,02 |
Тульская область |
30 994 437,00 |
0,01 |
Тюменская область |
30 126 864,00 |
0,01 |
Оренбургская область |
27 739 739,00 |
0,01 |
Калужская область |
26 758 928,00 |
0,01 |
Мордовия Респ |
24 877 778,00 |
0,01 |
Ивановская область |
22 973 939,00 |
0,01 |
Саха (Якутия) респ |
21 083 708,00 |
0,01 |
* – значение включает в себя контракты, заключенные в том числе по итогам процедур, опубликованных в конце 2023 года
** – включены регионы, без определения места регистрации.
Диаграммы № 13,14 (Во вложенном файле).
Итоги закупок в 2024 году свидетельствуют о стабильном значении данного показателя. Экономия бюджетных средств в 2024 году составила 3 326 268 501 руб. или 3,4 % от НМЦК, заключенных по итогам конкурентных процедур определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в 2023 – 4 797 620,21 тыс. руб. (1,95 %)).
Максимальный размер экономии бюджетных средств в относительном значении достигнут по итогам проведенных запросов котировок в электронной форме – 6,83 %, в абсолютном значении – по результатам электронных аукционов – 2 538 743,38 тыс. руб. Аналогичная ситуация сложилась и в 2023 году.
КОНТРАКТЫ
По итогам 2024 года заказчиками Республики Татарстан заключено 74 352 контракта на сумму 210,80 млрд. руб. Из них по результатам проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заключено 47 107 контрактов на сумму 176,20 млрд. руб.
От общего количества заключенных контрактов 37 % составили контракты, заключенные с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (от общего количества заключенных контрактов). Если рассматривать общее количество конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 88 % составили контракты, заключенные по итогам электронных аукционов.
Диаграммы № 15,16,17,18 (Во вложенном файле).
Сводная таблица количества и общего объема заключенных контрактов заказчиками Республики Татарстан в 2023 и 2024 годах (в результате осуществления закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя))
Таблица № 10
№ п.п. |
Наименование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
2023 год |
2024 год |
Динамика изменений |
|||
Кол-во |
Общая стоимость |
Кол-во |
Общая стоимость |
Кол-во |
Общая стоимость закл-ых контрактов, млн. руб. |
||
1 |
Электронный аукцион |
41 930 |
159 851,99 |
41 500 |
115 460,66 |
↓ |
↓ |
2 |
Открытый конкурс |
5 158 |
79 595,72 |
3 609 |
58 205,49 |
↓ |
↓ |
3 |
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Правительством Российской Федерации в соответствии со ст. 111 Закона № 44-ФЗ |
11 |
2,51 |
3 |
0,61 |
↓ |
↓ |
4 |
Запрос котировок |
1 289 |
1 195,39 |
1 995 |
2 540,67 |
↑ |
↑ |
5 |
Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
26 855 |
31 290,91 |
27 245 |
34 555,17 |
↑ |
↑ |
ИТОГО: |
|
75 243 |
271 936,52 |
74 352 |
210 762,6 |
↓ |
↓ |
ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ПОДРЯДЧИКА, ИСПОЛНИТЕЛЯ)
В соответствии с информацией, размещенной государственными (муниципальными) заказчиками в региональной информационной системе Республики Татарстан в сфере закупок в 2024 году, было заключено:
1. Государственными заказчиками Республики Татарстан 122 246 контрактов на общую сумму 6 516 175 795 руб., из них:
1.1. 88 378 контрактов на общую сумму 4 289 254 295 руб. заключено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
1.2. 33 868 контрактов на общую сумму 2 226 921 500 руб. заключено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
2. Муниципальными заказчиками 272 686 контрактов на общую 13 976 211 489 руб., из них:
2.1. 220 018 контрактов на общую сумму 9 317 123 657 руб. заключено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ;
2.2. 52 668 контрактов на общую сумму 4 659 087 832 руб. заключено в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Итого в 2024 году государственными и муниципальными заказчиками Республики Татарстан заключено 394 932 контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (в соответствии с пп. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) на общую сумму 20 492 387 284 руб.
Диаграммы № 19,20 (Во вложении).
Таким образом, объем закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенных муниципальными заказчиками по отношению к государственным заказчикам, преобладает в 2 раза.
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЗАКУПОК
Эффективность закупок для государственных нужд во многом зависит от распределения полномочий среди участников процесса.
В соответствии со статьей 26 Закона 44-ФЗ субъекты Российской Федерации вправе создавать органы/учреждения, уполномоченные на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Создание подобных организаций предполагает системное разделение полномочий и функций по формированию и осуществлению закупок для государственных нужд между субъектами таких структур. Подобная практика существует во многих регионах Российской Федерации.
Основное преимущество централизованных закупок состоит в сокращении издержек самого закупочного процесса, снижении административной нагрузки на заказчиков, возможности применения единых подходов при осуществлении закупок.
Кроме того, Государственный комитет по закупкам Республики Татарстан непрерывно участвует в разработке предложений и выполнении мероприятий, направленных как на оптимизацию системы закупок региона, так и на решение иных государственных задач, традиционно реализуемых через государственные закупки, включая задачи по развитию конкуренции и поддержке бизнеса. Задачи реализации государственной политики в сфере закупок, совершенствования закупочной системы региона, могут решаться не только посредством нормативного правового регулирования, но и с использованием цифровых решений, позволяющих алгоритмизировать закупочные процессы.
В соответствии с п. 1.1 Положения о Государственном комитете Республики Татарстан по закупкам (утв. Постановлением КМ РТ от 08.05.2014 № 307 «Вопросы Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам») Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам (далее – Госкомитет) является республиканским органом исполнительной власти Республики Татарстан межотраслевой компетенции, уполномоченным на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных заказчиков и бюджетных учреждений Республики Татарстан.
Госкомитетом осуществляются:
1. Закупки товаров (работ, услуг) для нужд заказчиков Республики Татарстан в соответствии с Детализированным перечнем централизованно закупаемых товаров, заказываемых работ и услуг для нужд заказчиков Республики Татарстан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28.08.2008 № 615 «О вопросах организации централизованного определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для государственных нужд Республики Татарстан и признании утратившими силу отдельных актов Кабинета Министров Республики Татарстан».
2. Закупки товаров (работ, услуг) (за исключением случаев закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с Детализированным перечнем) для нужд заказчиков Республики Татарстан в соответствии с Перечнем государственных заказчиков Республики Татарстан и бюджетных учреждений Республики Татарстан, для нужд которых Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам осуществляет функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сводная таблица экономии бюджетных средств по способу определения поставщика*
Таблица № 11.1
Способ определения поставщика |
Кол-о размещенных закупок |
Сумма НМЦК, руб. |
Кол-во заключенных контрактов |
Сумма контрактов, руб. |
Экономия |
|
% (ср. знач) |
Руб. |
|||||
Электронный аукцион, из них: |
812 |
5 835 555 816,65 |
812 |
5 586 107 385,43 |
4,27 |
249 448 431,22 |
Состоялись |
542 |
2 293 976 534,33 |
542 |
2 047 191 825,09 |
10,76 |
246 784 709,24 |
Не состоялись (1 участник, соответствует 1 участник |
270 |
3 541 579 282,32 |
270 |
3 531 210 561,34 |
0,29 |
10 368 720,98
|
Открытый конкурс, из них: |
16 |
65 089 732,48 |
16 |
53 384 546,15 |
17,98 |
11 705 186,33 |
Состоялись |
13 |
59 412 332,48 |
13 |
48 078 546,15 |
19,08 |
11 333 786,33 |
Не состоялись (1 участник, соответствует 1 участник |
3 |
5 677 400,00 |
3 |
5 306 000,00 |
6,54 |
371 400,00 |
Запрос котировок, из них: |
39 |
66 704 726,03 |
39 |
57 635 275,51 |
13,60 |
9 069 450,52 |
Состоялись |
30 |
53 814 279,24 |
30 |
44 931 127,00 |
16,51 |
8 883 152,24 |
Не состоялись (1 участник, соответствует 1 участник |
9 |
12 890 446,79 |
9 |
12 704 148,51 |
1,45 |
186 298,28 |
Всего: |
867 |
5 967 350 275,16 |
867 |
5 697 127 207,09 |
4,53 |
270 223 068,07 |
*Без учета несостоявшихся процедур, по результатам которых не было заключения контракта
Сводная таблица проведенных закупок, по результатам которых не было заключения контракта
Таблица № 11.2
Способ определения поставщика |
Кол-во размещенных закупок |
Сумма НМЦК, руб. |
Кол-во заключенных контрактов |
Сумма контрактов, руб. |
Экономия |
|
% (ср. знач) |
Руб. |
|||||
Электронный аукцион, из них: |
56 |
323 263 318,68
|
0 |
0 |
0 |
0 |
Открытый конкурс |
2 |
550 574 099,96 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Запрос котировок |
3 |
347 334,19 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего |
61 |
874 184 752,83 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего в период с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года Государственным комитетом проведено 928 централизованных закупок на общую сумму 6 841,53 млн. руб., в том числе:
• 18 открытых конкурсов на сумму 615,66 млн. руб.;
• 868 открытых аукционов в электронной форме на сумму 6 158,82 млн. руб.
• 42 запроса котировок на сумму 67 052,06 млн. руб.
Сводная таблица экономии бюджетных средств в разрезе товаров (без учета несостоявшихся)
Таблица № 12
Товар |
Сумма НМЦК, (руб.) |
Сумма контрактов, (руб.) |
Экономия (руб.) |
Экономия (%) |
Поставка транспортных средств |
1 049 363 060,34 |
1 021 488 591,95 |
27 874 468,39 |
2,66 |
Поставка бумаги листовой |
127 794 379,00 |
109 128 465,61 |
18 665 913,39 |
14,61 |
Поставка техники |
27 855 753,00 |
21 648 697,81 |
6 207 055,19 |
22,28 |
Поставка бензина и дизельного топлива |
990 106 683,33 |
989 580 774,68 |
525 908,65 |
0,05 |
Поставка компьютерной техники, сетевого оборудования и программного обеспечения |
469 362 835,09 |
408 297 113,93 |
61 065 721,16 |
13,01 |
Поставка мебели |
56 605 785,00 |
45 360 708,38 |
11 245 076,62 |
19,87 |
Поставка бланочной продукции |
22 537 651,33 |
22 351 666,05 |
185 985,28 |
0,83 |
Поставка оргтехники |
103 006 257,00 |
80 704 920,80 |
22 301 336,20 |
21,65 |
Оказание услуг сотовой связи |
25 424 518,60 |
25 424 518,60 |
0 |
0 |
Оказание услуг страхования |
19 052 284,48 |
9 143 442,98 |
9 908 841,50 |
52,01 |
Поставка картриджей и тонеров |
60 210 084,00 |
49 299 932,88 |
10 910 151,12 |
18,12 |
Товары и услуги согласно перечню заказчиков |
2 480 370 785,27 |
2 389 470 377,32 |
90 900 407,95 |
3,66 |
Поставка изделий легкой промышленности |
32 530 039,53 |
22 711 629,34 |
9 818 410,19 |
30,18 |
Поставка инновационной, нанотехнологической продукции |
3 525 255,00 |
2 911 462,57 |
613 792,43 |
17,41 |
Питание |
499 604 904,19 |
499 604 904,19 |
0 |
0 |
Общая сумма |
5 967 350 275,16 |
5 697 127 207,09 |
270 223 068,07 |
4,53 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного анализа эффективности бюджетных расходов при проведении закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд Республики Татарстан за 2024 год можно сделать вывод, что в отчетном периоде:
- количество закупок, осуществляемых путем запроса котировок увеличилось на 67 %. Согласно принятому закону, увеличен ценовой порог при проведении электронного запроса котировок с 3 млн. руб. до 10 млн. руб., а до 31 декабря 2026 года не действуют ограничения размера годового объема закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок. Данные изменения способствовали увеличению количества процедур, проводимых путем запроса котировок. Запрос котировок является одним из наиболее простых и быстрых способов закупок, что делает его привлекательным для заказчиков, особенно при необходимости оперативного заключения контрактов.;
- экономия бюджетных средств составила порядка 3,3 млрд. руб. (или 3,4 %). При этом по централизованным закупкам, проводимым Государственным комитетом, экономия без учета несостоявшихся закупок составила 270,23 млн. руб. (или 4,53 %);
- в отношении централизованных закупок, проводимых Государственным комитетом, наиболее результативным в части признания закупки, состоявшейся являлся электронный аукцион - 93,53 % в количественном и 90,02 % в стоимостном выражении;
- уровень конкуренции по всем процедурам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) сопоставим с уровнем 2023 года и составил в среднем 2 участника на одну проведенную процедуру или 2,1 - на одну состоявшуюся конкурентную процедуру. Но вместе с тем, стоит добавить, что из общего объема НМЦК несостоявшихся закупок 92 % (в количественном выражении 85 %) процедур признаются несостоявшимися по причине низкой конкуренции (подана одна заявка), либо отклонения всех заявок участников, кроме одной. Особенно низкая конкуренция отмечается в товарных категориях: сооружения и строительные работы, продукция обрабатывающих производств, услуги гостиничного хозяйства и общественного питания, административные и вспомогательные услуги. Результативным в части признания закупки, состоявшейся являлся электронный аукцион – 53,76 % в количественном и 58,30 % в стоимостном выражении, самым нерезультативным – запрос котировок;
- в 2024 году произошло увеличение количества закупок на 2,93 % в количественном и уменьшение на 32,42 % в стоимостном объеме.
- по сравнению с предшествующим годом в 2024 году произошло увеличение конкурентных процедур для СМП, СОНО в количественном выражении на 59, 91 %, в объеме НМЦК на 32,53 %. Доля контрактов с СМП, СОНО от общего объема заключенных контрактов, составила 26 %;
- необходимо отметить, что в 2024 году наблюдается увеличение случаев подачи заявлений о внесении участников закупок в РНП, при этом количество внесенных в РНП участников также увеличилось;
- в 2024 году отмечается снижение относительного показателя экономии бюджетных средств при проведении электронных аукционов. Одной из вероятных причин может быть установление начальной НМЦК на уровне, близком к рыночному, или по верхнему допустимому пределу;
- объем контрактов, заключенных заказчиками Республики Татарстан с поставщиками (подрядчиками, исполнителями), зарегистрированными на территории Республики Татарстан составил 80,65 %, что является положительным фактором в рамках развития республики.
В рамках снижения минимизации нарушений, совершаемых заказчиками, а также в целях повышения уровня квалификации заказчиков Республики Татарстан в 2025 году будет продолжена работа по проведению бесплатных обучающих мероприятий, посвященных контрактной системе в сфере закупок.