Сводный аналитический отчет
по итогам мониторинга закупок за 2019 год
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2016 № 1090 Государственным комитетом Республики Татарстан по закупкам (далее – Государственный комитет) проведен мониторинг закупок товаров, работ, услуг государственных заказчиков Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой контракта (далее – Н(М)ЦК) свыше 50 млн. рублей.
Сводный аналитический отчет подготовлен на основании данных, содержащихся в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) и системе Электронное правосудие (kad.arbitr.ru) за период с 1 января по 31 декабря 2019 года.
Согласно информации, представленной в ЕИС, в соответствии с планами-графиками закупок за 2019 год фактически опубликовано 582 закупки на сумму 100 043 705 678 рублей 76 копеек, из них 369 процедур определения поставщика состоялись. Доля несостоявшихся процедур, которые не привели к заключению контрактов, от общего количества и объема размещенных в отчетном периоде извещений составила 0,86 % в количественном и 0,67 % в суммарном выражении, 9 процедур закупок были отменены.
Значительная часть закупок осуществлена только за счет средств бюджета Республики Татарстан. Суммарное значение Н(М)ЦК таких закупок составляет 72 251 401 373 рублей 75 копеек, это 72 % от общего суммарного значения Н(М)ЦК.
Анализ структуры закупок показал, что наиболее предпочтительным конкурентным способом определения поставщика остается электронный аукцион, доля которого составляет 93 % от общего количества размещенных в ЕИС извещений.
По итогам определения поставщиков в 2019 году заказчиками заключено 527 контрактов на общую сумму 92 263 245 063 рубля 11 копеек, включая контракты с единственным поставщиком.
По результатам состоявшихся процедур определения поставщиков было заключено 369 контрактов (70,02 % от общего количества контрактов) с суммарной ценой 65 973 490 880 рублей 05 копеек (71,51 % от общей суммы контрактов).
С единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), был заключено 181 контракт (34,35 % от общего количества контрактов) с суммарной ценой 29 132 944 346 рубля 56 копеек (31,58 % от общей суммы контрактов).
В разрезе оснований для заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), контракты распределяются следующим образом:
|
Основания для осуществления закупки у единственного поставщика |
Контракты, заключенные по результатам закупки у единственного поставщика |
|
|
Количество контрактов |
Общая стоимость контрактов |
|
|
п. 1 ч.1 ст. 93 № 44-ФЗ |
1 |
73 000 000,00 |
|
п.2 ч.1 ст.93 № 44-ФЗ |
1 |
50 000 000,00 |
|
п. 6 ч.1 ст. 93 № 44-ФЗ |
20 |
2 532 361 889,68 |
|
п. 14 ч.1 ст. 93 № 44-ФЗ |
1 |
187 828 273,82 |
|
п. 25.1 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ |
158 |
26 289 754 183,06 |
|
Итого: |
181 |
29 132 944 346,56 |
Основными причинами признания закупок несостоявшимися могут быть связаны со следующими факторами:
- отсутствием конкуренции при осуществлении закупок;
- низким качеством подготовки заявок, в связи с отсутствием квалификации участников закупки, в том числе в части знаний и навыков применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
-низким качеством подготовки заказчиками документации о закупке, что зачастую не позволило сформировать заявку надлежащим образом.
Большая часть закупок по всем заключенным контрактам, включая контракты, заключенные с единственным поставщиком, финансируется из средств бюджета Республики Татарстан, суммарная цена таких контрактов составила 69 844 662 741 рубль 54 копейки (73 % от общей суммы контрактов).
За отчетный период было расторгнуто 9 контрактов. Основанием для расторжения данных контрактов было соглашение сторон, в том числе в связи с полным исполнением обязательств сторонами.
Контрактов, расторгнутых заказчиками в одностороннем порядке, а также по решению суда не выявлено, что свидетельствует о том, что проведение процедур обеспечило отбор квалифицированных поставщиков, способных выполнить условия контракта.
На основании данных содержащихся в ЕИС в 2019 году в органы контроля, на действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг поступило 52 жалобы, информация о которых содержится в нижеприведенной таблице:
|
№ п/п |
Наименование показателя |
Количество |
|---|---|---|
|
1 |
Поступило жалоб |
52 |
|
1.1 |
Жалоба признана обоснованной |
10 |
|
1.2 |
Жалоба признана необоснованной |
26 |
|
1.3 |
Жалоба признана частично обоснованной |
8 |
|
1.4 |
Нерассмотренные жалобы |
8 |
Государственным комитетом по результатам проведенного мониторинга закупок товаров, работ, услуг государственных заказчиков Республики Татарстан выявлено 24 нарушения, из них:
-7 нарушений правил описания объекта закупки;
-4 нарушения, связанных с неразмещением информации, размещение которой является обязательной;
-4 нарушения, связанных с неправомерным установлением требований о представлении во второй части заявки документов, предусмотренных частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
-1 нарушение, связанное с не установлением дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе;
-1 нарушение, связанное с неправомерным установлением критериев оценки;
-1 нарушение, связанное с установлением требований, ограничивающих количество участников;
-1 нарушение, связанное с требованием к содержанию извещения о проведении закупки;
-5 нарушений, связанных с составлением документации.
Положительно оценить эффективность обеспечения государственных нужд Республики Татарстан позволяет информация, размещаемая заказчиками Республики Татарстан по заключенным контрактам. Так в ЕИС содержатся первичные документы (счета-фактуры, акты приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, платежные поручения и др.), подтверждающие надлежащее исполнение по заключенным контрактам.
Разница между совокупностью начальных (максимальных) цен контрактов закупок, по итогам которых заключены контракты, и совокупностью цен заключенных контрактов по итогам 2019 года составляет 771 940 963 рубля 3 копейки.
Выявленные в ходе мониторинга закупок нарушения носят технический характер и не связаны с несовершенством законодательства в сфере контрактной системы. На основании анализа и систематизации сведений, полученных в ходе мониторинга закупок, Государственный комитет разрабатывает методические рекомендации для заказчиков республики, также указанная информация учитывается при реализации образовательных программ в сфере государственных закупок, что способствует снижению количества нарушений в последующем.