Решение УФАС по РТ от 12.09.2019 по делу №016/07/3- /2019

Решение

по делу №016/07/3-       /2019

 

12 сентября 2019 года                                                                                            г. Казань

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Комиссия) в составе:

Зам. Председателя Комиссии:

Яфизова А.А. – начальника отдела,

Членов Комиссии:

Кучеевой А.С. – старшего государственного инспектора,

 

Акперовой Л.А. – ведущего специалиста-эксперта,

в присутствии представителей уполномоченного органа Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам – Камалетдинова Д.М. (доверенность от 01.01.2019. №04/19), заказчика АО «Татспиртпром» – Мирзоева В.Г. (доверенность от 01.01.2019г. №84), Фуреева П.В. (доверенность от 01.01.2019г. №85), в отсутствии представителя заявителя ИП Муразымова А.С. (до перерыва – Файзуллина А.А. по доверенности от 02.09.2019г.), рассмотрев жалобу ИП Муразымова А.С. (вх. №14167/ж от 02.09.2019г.) на действия заказчика АО «Татспиртпром» при проведении закупки №31908118069 на предмет: «Выполнение работ на объектах АО «Татспиртпром»: «Казанский ликероводочный завод» 380 кв.м»,

 

УСТАНОВИЛА

 

Изменение извещения о проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства №31908118069 было размещено на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru 31.07.2019 года.

Уполномоченный орган – Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам.

Заказчик – АО «Татспиртпром».

Начальная (максимальная) цена контракта – 2 236 413 ,60 руб.

Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.

Уполномоченный орган, заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили устные и письменные пояснения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. Обжалование осуществляется в следующих случаях:

1) осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика;

2.1) нарушение оператором электронной площадки при осуществлении закупки товаров, работ, услуг требований, установленных настоящим Федеральным законом;

3) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, изменений, внесенных в указанное положение, информации о закупке, информации и документов о договорах, заключенных заказчиками по результатам закупки, а также иной информации, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушение сроков такого размещения;

4) предъявление к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке;

5) осуществление заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", предусмотренных частью 8.1 настоящей статьи, частью 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, включая нарушение порядка применения указанных положений;

6) неразмещение в единой информационной системе информации или размещение недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно абзацу 2 части 2 Разъяснений ФАС России от 23.01.2018 г. «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг» по правилам ст. 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

Данная жалоба рассматривается в соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика.

В соответствии с указанными положениями Закона о защите конкуренции, а также Разъяснениями ФАС России, Комиссия установила, что жалоба заявителя подлежит рассмотрению в рамках статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), по правилам которой  антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия уполномоченного органа, заказчика и позиции уполномоченного органа, заказчика, изучения документации по закупке приходит к следующим выводам.

  1. Относительно довода заявителя об отказе заказчика в заключении договора без учета налога на добавленную стоимость, так как победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения.

Целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

На основании части 1 статьи 2 Закона о закупках заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Частью 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, закупочная деятельность заказчика регулируется Положением о закупочной деятельности АО «Татспиртпром» (далее – Положение), утвержденным Советом директоров АО «Татспиртпром» от 29 декабря 2018 года.

Разделом III Положения заказчиком определен порядок заключения, исполнения и расторжения договора, в том числе:

26.1 Заключение договора по итогам проведения процедуры закупки осуществляется в соответствии с требованиями российского законодательства, с учетом требований, установленных в разделах настоящего Положения и в сроки, установленные настоящим Положением и документацией процедуры закупки.

26.9. По итогам закупки в электронной форме Заказчик заключается договор с победителем закупки на условиях, указанных в настоящем Положении и в документации процедуры закупки. Перед подписанием договора, между Заказчиком и победителем закупки (или с участником, с которым принято решение заключить договор) могут проводиться переговоры, направленные на уточнение условий договора (в том числе, но не исключительно и на уменьшение суммы договора), которые не были зафиксированы в итоговом протоколе, проекте договора, документации процедуры закупки и в предложении участника процедуры закупки. Переговоры оформляются протоколом совместной встречи.

26.10. После истечения десятидневного срока на обжалование итогов закупки (в документации может быть определен иной срок), Заказчик направляет участнику закупки, с которым заключается договор, проект договора в течение 5 (пяти) календарных дней.

26.12. В случае если победитель закупки или участник, с которым принято решение о заключении договора, не предоставил в срок Заказчику подписанный со своей стороны договор, а также обеспечение исполнения договора (если документацией процедуры закупки установлено такое требование), то такой победитель или участник признается уклонившимся от заключения договора.

26.15. Победитель закупки (или участник, с которым принято решение о заключении договора) перед заключением договора вправе направить Заказчику, один раз, протокол разногласий к проекту договора. Заказчик при рассмотрении протокола разногласий вправе:

- согласиться с протоколом разногласий либо принять его со своими дополнениями/предложениями;

- оставить протокол разногласий без рассмотрения и требовать заключения договора на условиях проведенного тендера, по результатам которого составлен итоговый протокол.

26.16. При этом отказ со стороны победителя закупки (или участника, с которым принято решение о заключении договора) от заключения договора без протокола разногласий либо несогласия с предложениями Заказчика по направленному протоколу разногласий рассматривается как уклонение от заключения договора. Заказчик вправе признать процедуру закупки несостоявшейся и провести повторную закупку либо провести закупку у единственного поставщика.

Частью 28 статьи 3.4 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки и должен быть подписан электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такой конкурентной закупки, заказчика. В случае наличия разногласий по проекту договора, направленному заказчиком, участник такой закупки составляет протокол разногласий с указанием замечаний к положениям проекта договора, не соответствующим извещению, документации о конкурентной закупке и своей заявке, с указанием соответствующих положений данных документов. Протокол разногласий направляется заказчику с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки. Заказчик рассматривает протокол разногласий и направляет участнику такой закупки доработанный проект договора либо повторно направляет проект договора с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания.

В соответствии с протоколом подведения итогов аукциона в электронной форме № 31908118069/1 от 07.08.2019г. победителем закупки признан участник ИП Муразымов А.С. (идентификационный номер заявки – 56856), предложивший наиболее низкую цену договора 1 766 725,51 рублей.

В ответ на предоставленный заказчиком победителю закупки проект договора на выполнение работ на объектах АО «Татспиртпром»: «Казанский ликероводочный завод» для подписания, заявитель в соответствии с пунктом 26.15 Положения направил в адрес заказчика протокол разногласий следующего содержания:

«Пункт 2.1. проекта договора предусматривает налог на добавленную стоимость. Между тем, как было указано в письме в адрес заказчика, ИП Муразымов А.С. применяет упрощенную систему налогообложения, в связи с чем прошу указать предложенную победителем закупки цену с уточнением «НДС не облагается», при этом приведя в соответствии с этим иные положения договора (в том числе пункты 15.1, 15.2).

 

Пункт договора

Редакция заказчика

Редакция победителя

2.1.

Цена Договора составляет 1 766 725 (Один миллион семьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот двадцать пять) рублей 51 копейка, в т.ч. НДС 20%.

 

Цена Договора составляет 1 766 725 (Один миллион семьсот шестьдесят шесть тысяч семьсот двадцать пять) рублей 51 копейка, НДС не облагается

 

9.1

Оплата Заказчиком по настоящему договору производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в следующих размерах, порядке и сроки:

- Заказчик выплачивает аванс в размере 40% (сорока процентов), что составляет 706 690 (семьсот шесть тысяч шестьсот девяносто) рублей 20 копеек, в т.ч. НДС 20%, течение 3 (Трех) банковских дней с даты подписания договора на основании выставленного Подрядчиком счета.

9.1.  Оплата Заказчиком по настоящему договору производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в следующих размерах, порядке и сроки:

- Заказчик выплачивает аванс в размере 40% (сорока процентов), что составляет 706 690 (семьсот шесть тысяч шестьсот девяносто) рублей 20 копеек, НДС не облагается, течение 3 (Трех) банковских дней с даты подписания договора на основании выставленного Подрядчиком счета.

15.1

В связи с вступлением в силу статьи 54.1 НК РФ Подрядчик дает заверения (гарантирует), что:

— зарегистрирован в ЕГРЮЛ надлежащим образом;

— уплачивает все обязательные налоги и сборы, ведет бухгалтерский и налоговый учет, а также своевременно подает в налоговые и иные госорганы отчетность;

— его исполнительный орган находится и осуществляет функции управления по месту регистрации юридического лица;

— для заключения и исполнения Договора он получил все необходимые согласия, одобрения, разрешения и лицензии.

— отсутствуют документы, которые запрещают ему или ограничивают его право заключать и исполнять Договор;

— располагает полномочиями, денежными, материальными и трудовыми ресурсами, позволяющими ему исполнить свои обязательства по настоящему Договору.

— отразит в налоговой отчетности НДС, уплаченный Заказчиком в составе цены Договора и возмещенный Заказчиком на основании полученной счет-фактуры;

— предоставит Заказчику надлежащим образом оформленные первичные документы на Товар и выполненные работы: ТН/ТТН, акты приемки выполненных работ и т.д;

— в случае если поставка/изготовление Товара или выполнение работ осуществлено(ы) третьими лицами, то по первому требованию Заказчика или налоговых органов Подрядчик предоставит надлежащим образом заверенные копии документов, относящихся к Товару и выполнению работ по Договору. Документы должны подтверждать гарантии и заверения, указанные в Договоре. Подрядчик обязан предоставить их не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения запроса.

В связи с вступлением в силу статьи 54.1 НК РФ Подрядчик дает заверения (гарантирует), что:

— зарегистрирован в ЕГРЮЛ надлежащим образом;

— уплачивает все обязательные налоги и сборы, ведет бухгалтерский и налоговый учет, а также своевременно подает в налоговые и иные госорганы отчетность;

— его исполнительный орган находится и осуществляет функции управления по месту регистрации юридического лица;

— для заключения и исполнения Договора он получил все необходимые согласия, одобрения, разрешения и лицензии.

— отсутствуют документы, которые запрещают ему или ограничивают его право заключать и исполнять Договор;

— располагает полномочиями, денежными, материальными и трудовыми ресурсами, позволяющими ему исполнить свои обязательства по настоящему Договору.

— предоставит Заказчику надлежащим образом оформленные первичные документы на Товар и выполненные работы: ТН/ТТН, акты приемки выполненных работ и т.д;

— в случае если поставка/изготовление Товара или выполнение работ осуществлено(ы) третьими лицами, то по первому требованию Заказчика или налоговых органов Подрядчик предоставит надлежащим образом заверенные копии документов, относящихся к Товару и выполнению работ по Договору. Документы должны подтверждать гарантии и заверения, указанные в Договоре. Подрядчик обязан предоставить их не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня получения запроса.

 

15.2

В случае, если Подрядчик нарушит указанные в п.14.1 заверения (гарантии), законодательство (в том числе налоговое), а также в случае снятия налоговым органом вычетов по НДС по поставке в рамках настоящего Договора, на которые Заказчик вправе был рассчитывать основываясь на представленных Подрядчиком документах, Подрядчик возмещает Заказчику убытки, сумму снятых налоговых вычетов по НДС, штрафы и пени, предъявленные Заказчику.

Убытки определяются в размере:

— сумм, которые Заказчик уплатил или должен уплатить в бюджет на основании решений и требований налоговых органов о доначислении налогов, пеней и штрафов.

— сумм, которые Заказчик возместил иным лицам в связи с нарушением гарантий Подрядчиком. При этом налоговые органы обязали этих лиц заплатить в бюджет недоимку на основании решений или требований.

Срок возмещения понесенных убытков — 5 (пять) календарных дней со дня получения мотивированного требования от Заказчика.

исключить

 

 

Рассмотрев протокол разногласий заказчик АО «Татспиртпром» оставил проект договора без изменений.

Частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Пунктом 5 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указан порядок формирования цены договора (цены лота) с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей.

Таким образом, в соответствии с положениями Закона о закупках при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена договора. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).

Частью 29 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства заключается на условиях, которые предусмотрены проектом договора, документацией о конкурентной закупке, извещением об осуществлении конкурентной закупки или приглашением принять участие в такой закупке и заявкой участника такой закупки, с которым заключается договор.

С учётом приведённых положений Закона о закупках любой участник закупки, в том числе тот, который освобождён от уплаты НДС и применяет упрощённую систему налогообложения, вправе участвовать в закупке.

Стоимость оплаты выполнения работ является обязательством заказчика оплатить контракт в установленном размере при надлежащем его исполнении.

В соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 настоящего Кодекса.

Согласно части 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога:

1) лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога;

2) налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).

Договор заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя торгов вне зависимости от применяемой последним системы налогообложения. Сумма НДС является прибылью победителя торгов, не являющего плательщиком такого налога.

Таким образом, участник закупки ИП Муразымов А.С., применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе не выставлять счетов-фактур с учетом НДС, и соответственно не уплачивать его в бюджет.

Разделом 2 проекта договора установлены цена договора и порядок расчетов:

«2.1. Цена Договора составляет _________ (_________________________________________) рублей __ копеек, в т.ч. НДС 20 % - ______________ руб. __ коп. Цена Договора может измениться в связи с внесением Заказчиком в процессе выполнения работ Подрядчиком изменений, касающихся объема работ, путем внесения изменений в техническое задание. Изменение цены Договора осуществляется путем подписания дополнительных соглашений в соответствии с Положением об организации закупочной деятельности в АО «Татспиртпром».

2.2. Цена договора включает в себя стоимость подлежащих поставке Подрядчиком материалов и оборудования, необходимых для выполнения работ, стоимость используемых при выполнении работ оборудования, инструментов, затраты на строительные механизмы и вспомогательное оборудование, накладные расходы и все налоги, связанные с выполнением Подрядчиком всех своих обязательств по настоящему Договору, а также вознаграждение Подрядчика».

В соответствии с разделом 2.2 «Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара и максимальное значение цены договора» документации заказчиком установлено, что начальная цена договора составляет 2 236 413,6 рублей, в том числе НДС по ставке согласно действующего законодательства.

Разделом 2.3 установлен порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), а именно, что цена договора формируется на основании анализа полученных коммерческих предложений, с учетом расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей. Кроме того, сметная стоимость работ также сформирована с учетом налога на добавленную стоимость.

Таким образом, заказчиком в аукционной документации установлено, что в стоимость выполняемых работ входит налог на добавленную стоимость.

Победитель, приняв участие в аукционе, был осведомлен о том, что в стоимость выполняемых работ входит НДС, так как данное условие содержалось в документации заказчика.

Вместе с тем, учитывая, что победитель не является плательщиком НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, его ценовое предложение не содержало НДС.

Как следует из изложенных норм, оплата договора, заключенного по результатам закупки, должна производиться именно исходя из той цены, которая указана в данном договоре, а данная цена, в свою очередь, формируется исходя из аукционной документации и заявки участника – победителя конкурса.

При этом возможность уменьшения цены контракта на сумму НДС при условии применения победителем закупки упрощенной системы налогообложения Законом о закупках не предусмотрена.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, контракт заключается на условиях, указанных в документации и(или) извещении о проведении электронного аукциона, а также учитывая, что документация заказчика содержала информацию о том, что в стоимость выполняемых работ входит НДС, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода заявителя.

  1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком неправомерного требования в проекте контракта о предоставлении копий документов, удостоверяющих допуск СРО.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

Разделом 1.5. документации заказчиком установлены требования к участникам закупки. Участник процедуры закупки должен соответствовать следующим обязательным требованиям:

-         обладать правоспособностью на заключение договора в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

-         обладать необходимыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации разрешениями (лицензиями, допусками, свидетельствами, аттестатами, правами и т.п.) для поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг, являющихся предметом заключаемого договора, в случае если такие требования установлены;

-         обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, поставка которых является предметом заключаемого договора, в случае если такие требования установлены;

-         не находиться в процессе ликвидации, не быть признанным по решению Арбитражного суда несостоятельным (банкротом), не являться лицом, в отношении которого открыто конкурсное производство;

-         не являться организацией, на имущество которой наложен арест по решению суда, административного органа и (или) экономическая деятельность которой приостановлена;

-         не числиться в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным Законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

-         не иметь неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;

-         соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, пунктом 5.1.5 проекта контракта установлено, что для выполнения Работ по настоящему договору Подрядчик обязуется предоставить Заказчику заверенные копии документов, удостоверяющие допуск СРО к выполнению Подрядчиком работ по настоящему договору до начала производства Работ.

Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Учитывая вышеуказанные нормы, требование заказчика, установленное в пункте 5.1.5 проекта контракта о предоставлении заверенных копий документов, удостоверяющих допуск СРО является неправомерным, так как начальная (максимальная) цена договора составляет 2 236 413,60 рублей, то есть не превышает 3 млн. рублей.

Довод заявителя признан обоснованным.

Заказчиком нарушены требования части 6 статьи 3 Закона о закупках.

  1. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком условий об указании объемов выполненных работ и возможности подписания форм КС-2 и К-3 в одностороннем порядке.

Статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ установлено, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

В соответствии с частью 1 статьи 720 ГК РФ заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.

Согласно части 1 статьи 753 ГК РФ заказчик, получивший сообщение подрядчика о готовности к сдаче результата выполненных по договору строительного подряда работ либо, если это предусмотрено договором, выполненного этапа работ, обязан немедленно приступить к его приемке.

Частью 4 статьи 753 ГК РФ установлено, что сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной.

Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Пунктом 5.1.4 проекта договора установлено, что подрядчик несет ответственность за достоверность предъявленных к оплате выполненных объемов работ, примененных расценок лимитированных затрат, стоимости материалов, предъявленной для компенсации. При обнаружении завышений формы КС-2 и КС-3 корректируются Подрядчиком по требованию Заказчика. Подписанная ранее Заказчиком форма КС-2 в таком случае аннулируется. При отказе корректировки Заказчик подписывает в одностороннем порядке формы КС-2 и КС-3, являющиеся обязательными для сторон.

Таким образом, Комиссия, изучив положения проекта договора приходит к выводу о том, что обжалуемые положения документации не противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, а также Закона о закупках.

 Кроме того, заявителем не оспорено данное положение при подачи заявки на участие либо направлении протокола разногласий в адрес заказчика.

Довод заявителя признан необоснованным.

Комиссией Татарстанского УФАС России установлено, что заказчиком нарушены требования части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы заявителя ИП Муразымова А.С. (вх. №14167/ж от 02.09.2019г.) по существу.

Частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае принятия жалобы к рассмотрению антимонопольный орган размещает в течение трех рабочих дней со дня ее поступления информацию о поступлении жалобы и ее содержании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа, направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, уведомление о поступлении жалобы и о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (далее в настоящей статье - уведомление). В уведомлении указываются краткое содержание жалобы (предмет рассмотрения), адрес официального сайта торгов, на котором размещена информация о поступлении жалобы, или сайта антимонопольного органа, сведения о месте и времени рассмотрения жалобы. Уведомление направляется посредством почтовой или факсимильной связи либо электронной почты. В случае направления уведомления посредством электронной почты оно направляется организатору торгов, в конкурсную или аукционную комиссию по адресу электронной почты, указанному в извещении о проведении торгов, оператору электронной площадки по адресу электронной почты, указанному на сайте электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", заявителю по адресу электронной почты, указанному в жалобе, по адресам электронной почты, указанным на официальных сайтах уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей.

Согласно части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 настоящей статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением требования, установленного настоящим пунктом, является ничтожным.

Уведомление Татарстанского УФАС России о рассмотрении жалобы ИП Муразымова А.С. (вх. №14167/ж от 02.09.2019г.) на действия заказчика АО «Татспиртпром» при проведении закупки №31908118069 на предмет: «Выполнение работ на объектах АО «Татспиртпром»: «Казанский ликероводочный завод» 380 кв.м» было направлено АО «Татспиртпром» посредством системы электронного документооборота 03.09.2019г. (исх. СП-04/13141 от 03.09.2019г., вх. №10786 от 03.09.2019г.).

Однако 09.09.2019г. заказчиком заключен договор подряда №090907 на выполнение работ на объектах АО «Татспиртпром»: «Казанский ликероводочный завод» со вторым участником закупки ООО «Флагман» на сумму 1 766 725, 51 руб. в соответствии с пунктом 24.2.4 Положения о закупочной деятельности АО «Татспиртпром» в результате признания 02.09.2019г. победителя закупки №31908118069 ИП Муразымова А.С. уклонившимся от заключения договора.

Таким образом, заказчиком нарушено требование части 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА

 

  1. Признать жалобу ИП Муразымова А.С. (вх. №14167/ж от 02.09.2019г.) на действия заказчика АО «Татспиртпром» при проведении закупки №31908118069 на предмет: «Выполнение работ на объектах АО «Татспиртпром»: «Казанский ликероводочный завод» 380 кв.м», обоснованной в части неправомерного установления заказчиком требования в проекте контракта о предоставлении копий документов, удостоверяющих допуск СРО.
  2. Признать заказчика АО «Татспиртпром» нарушившим требования части 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», части 19 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства заказчику не выдавать.
  4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства.

Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Зам. Председателя Комиссии                                                                                  А.А. Яфизов  

 

 

Члены комиссии                                                                                          А.С. Кучеева

 

 

   Л.А. Акперова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

pdf
Скачать текст
PDF, 495.6 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International