Решение Владимирского УФАС России от 21.06.2018 N Г 549-04/2018

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ

ПО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

РЕШЕНИЕ

от 21 июня 2018 г. N Г 549-04/2018

 

О НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ

В СФЕРЕ ЗАКУПОК

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.06.2018

Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:

председательствующего Комиссии:

заместителя начальника отдела,

членов Комиссии:

специалиста-эксперта,

специалиста-эксперта,

на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Р" (г. Барнаул) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (капитальный ремонт) "Дом врача С.В. Мартынова" (извещение N 0828100000718000670) в присутствии представителя заказчика - межрегионального филиала ФКУ "Ц" в г. Владимире (доверенность от 29.11.2017 N 39-03-28/409), (доверенность от 29.11.2017 N 39-03-28/406), (доверенность от 06.02.2018 N 39-03-36/41).

Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.

В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N Г 549-04/2018 Комиссия

 

установила:

 

Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Р" (далее - заявитель) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (капитальный ремонт) "Дом врача С.В. Мартынова" (извещение N 0828100000718000670).

По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

По мнению заявителя, установленные заказчиком требования к товарам, используемым при выполнении работ (в частности по позициям 5, 32, 58, 59, 78, 87, 93, 94, 108, 116, 147, 158, 159, 282, 283 раздела "Используемые материалы и оборудование" аукционной документации), указанном принципу не отвечают.

В соответствии с письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заявитель полагает, что при описании объекта закупки в техническом задании аукционной документации заказчиком допущены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, выразившиеся в необъективном описании объекта закупки и установлении требований к товарам, работам, услугам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Закон не обязывает участника иметь товар в наличии на момент подачи заявки. Выше установленные требования можно определить только методом испытания.

В силу изложенного, заявитель просит провести проверку закупки на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, признать положения аукционной документации не соответствующим требованиям законодательства, обязать заказчика внести соответствующие изменения в аукционную документацию.

В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика заявил следующее.

Доводы заявителя жалобы о невозможности заполнения первой части заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации о закупке не имеют документального подтверждения и являются необоснованными.

В пункте 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 указано, что Закон о контрактной системе в сфере закупок не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты, и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При этом положения аукционной документации не содержат показатели/характеристики товаров, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, и как следствие не ограничивают доступ к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать информацию, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.

При формировании технического задания заказчику, в рамках Закона о контрактной системе в сфере закупок, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих потребности заказчика.

В ходе формирования аукционной документации и описании объекта закупки, заказчиком были прописаны требования к товарам с учетом необходимости приобретения товара именно с такими характеристиками, которые необходимы для выполнения работ по предмету закупки, вместе с тем, с другой стороны, ограничений количества участников закупки заказчиком не допущено.

Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению содержится в разделе 25 аукционной документации.

Информация о характеристиках товаров по спорным позициям является общедоступной: показатели/характеристики по спорным позициям предоставлены непосредственно производителями товаров неограниченному кругу лиц.

В связи с чем, для того, чтобы участнику в заявке указать характеристики товаров, по указанным в жалобе позициям, проведение испытаний не требуется, так как характеристики указаны и предоставлены непосредственно производителями товара.

В то же время, заявителем, в нарушение части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не представлено в обоснование своей позиции документальных доказательств, подтверждающих, что показатели, требования к которым установлены заказчиком в техническом задании не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц или требуют проведения непосредственно участником закупки испытаний товара на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе.

Таким образом, положения аукционной документации не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок и не ограничивают доступ к участию в закупке.

На основании изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу ООО "Р" необоснованной в полном объеме.

Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.

В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.

При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара, используемого при выполнении работ или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров, используемых при выполнении работ.

Заказчиком в материалы дела, были предоставлены доказательства (в частности, скриншоты с официальных сайтов поставщиков) из которых следует, что показатели товаров и материалов, используемых при выполнении работ по спорным позициям, являются стандартными и общеизвестными, потенциальный участник закупки имеет возможность указать их в составе своей аукционной заявки, даже не имея в наличии товар.

Доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (капитальный ремонт) "Дом врача С.В. Мартынова" нарушений законодательства в сфере закупок.

На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России

 

решила:

 

Признать жалобу ООО "Р" (г. Барнаул) на положения документации электронного аукциона на выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (капитальный ремонт) "Дом врача С.В. Мартынова" (извещение N 0828100000718000670) необоснованной.

Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.

 

 

pdf
Скачать текст
PDF, 242.4 Кб

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International