22 января 2018 года состоялось итоговое заседание коллегии Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2017 году и планах на 2018 год» с участием Премьер-министра Республики Татарстан А.В. Песошина.
В заседании также принимали участие заместитель Министра финансов Российской Федерации - А.М. Лавров, Заместитель председателя Государственного Совета Республики Татарстан Ю.З. Камалтынов, представители Аппарата Президента Республики Татарстан, руководители и представители республиканских и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководители исполнительных комитетов муниципальных районов республики и представители общественности.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам О.А. Редько выступила с докладом «О деятельности Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам в 2017 году и планах на 2018 год».
В докладе отмечено о необходимости стремиться к эффективности. Торги – аукционы, конкурсы, запросы котировок и иные состязательные процедуры – были и остаются важнейшим инструментом развития контрактных отношений. Качественно проведенные торги являются одним из главных условий здоровой конкуренции. Они развивают участников и помогают государству добиться лучших и справедливых условий контракта.
Согласно данным Единой информационной системы в соответствии с Законом о контрактной системе заказчиками республики опубликовано закупок на общую сумму 127,6 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила более 3 млрд. рублей.
В том числе муниципальными заказчиками опубликовано закупок на общую сумму более 31 млрд. рублей. Экономия бюджетных средств по результатам заключенных контрактов составила 1,3 млрд. рублей.
Объем закупок у субъектов малого предпринимательства в 2017 году составил почти 12 млрд. рублей.
В рамках исполнения своих функций Государственным комитетом в период с 1 января по 31 декабря 2017 года осуществлено 1365 централизованных закупок на общую сумму 6,2 млрд. рублей. Из них 2 млрд. рублей (или 71,5%) заключено контрактов с республиканскими товаропроизводителями. Экономия бюджетных средств по итогам проведенных закупочных процедур составила 392 млн. рублей.
Государственным комитетом в 2017 году продолжена значимая для республики работа по централизации закупок продуктов питания.
Также продолжается работа по размещению централизованных закупок на поставку молока и молочной продукции.
В 2018 году Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым согласован пилотный проект по размещению закупок молочной продукции для нужд социально-значимых учреждений республики с периодичностью один раз в год.
Укрупнение указанных закупок позволит снизить начальные цены на молочные продукты и зафиксировать их на длительный срок.
В Государственном комитете функционирует Комиссия по противодействию коррупции, основными задачами которой является рассмотрение вопросов и подготовка предложений по реализации мер в области противодействия коррупции в сфере закупок. Кроме того, организована работа Общественного совета, который с 2017 года выполняет свои функции в новом составе. Выполняется работа по развитию института общественных контролеров, выявленные ими нарушения заказчиков Республики Татарстан рассматриваются Общественным советом, и доводятся до них в целях устранения.
Снижению коррупционных проявлений также способствует мониторинг закупок, который проводится Государственным комитетом с 2017 года в рамках реализации постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2016 №1090 «О мониторинге закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Республики Татарстан». По результатам проведенного мониторинга закупок товаров, работ, услуг государственных заказчиков Республики Татарстан с начальной (максимальной) ценой свыше 50 млн. рублей выявлено 77 нарушений среди 9 заказчиков Республики Татарстан. При этом 46 % нарушений от общего числа выявленных допущено одним заказчиком.
При этом помимо выявленных нарушений существует ряд проблем, которые негативно отражаются на показателях эффективности закупок:
1. размещение закупок постфактум;
2. закупки по завышенным ценам;
3. «мнимые» закупки.
Кроме того, на сегодняшний день остается много нерешенных вопросов. Так, к примеру, контроль за начальными (максимальными) ценами контрактов в рамках Закона о контрактной системе осуществляется в отношении конкурентных способов определения поставщиков. При этом вопрос определения и контроля цен при осуществлении закупок «малого объёма» не урегулирован.
По итогам 2017 года заказчиками заключено контрактов по закупкам малого объема на общую сумму 10,7 млрд. рублей, что составляет 8,7 % от общей стоимости заключенных контрактов.
В связи с этим в 2018 году запланировано внедрение механизма определения и контроля цен по закупкам малого объема в Региональную информационную систему.
Также планируется создание на Портале закупок Республики Татарстан Информационного ресурса специалиста в сфере закупок, на котором будут размещены как нормативно-правовые акты в сфере закупок, разъяснения положений законодательства, методические рекомендации, так и обучающие видеоролики по проведению закупочных процедур, презентации, видеоматериалы по итогам семинаров, вебинаров, информация о запланированных мероприятиях по обучению в сфере закупок.
Государственный комитет совместно с Государственным унитарным предприятием Республики Татарстан «Центр развития закупок Республики Татарстан» проводит курсы повышения квалификации и семинары для специалистов и руководителей организаций, осуществляющих закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, и тематические семинары по 223-ФЗ Федеральному закону.
Имеющийся опыт обучения специалистов в сфере закупок показал на необходимость изменить подход к обучению.
Предложено создание учебного центра, обучение в котором будет иметь предельно практическую, целевую направленность.
Государственный комитет в 2017 году принял участие:
Для Республики Татарстан стало хорошей ежегодной традицией получение наивысшей оценки в классе государственных заказчиков регионального уровня – «Гарантированная прозрачность» по итогам проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок». Четыре года Татарстан входит в число лидеров, а в 2016 и в 2017 годах республика занимает второе место в национальном рейтинге прозрачности закупок. На первой строчке в 2017 году - Москва, третью заняла Тамбовская область.
«О новой роли Министерства финансов Российской Федерации как регулятора контрактной системы, планах и перспективах развития. О законодательных инициативах и основных изменениях в законодательстве о закупках» рассказал заместитель Министра финансов Российской Федерации – Лавров Алексей Михайлович.
Член Центрального штаба Общероссийского народного фронта, вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» - Газизов Азат Халилович рассказал о действующих проектах Общероссийского народного фронта, выявленных нарушениях, перспективах развития, проблемах предпринимателей в сфере закупок, путях решения.
Симоненко Виктор Викторович - Председатель оргкомитета «Национальный рейтинг прозрачности закупок» сообщил «О текущей ситуации и тенденциях рынка государственных, муниципальных закупок в Российский Федерации за 2017 год. Результаты Республики Татарстан в Национальном рейтинге прозрачности закупок».
Премьер-министр Республики Татарстан А.В. Песошин положительно оценил работу Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам и отметил, что по итогам года с поставленными задачами Государственный комитет справился, в том числе и с организацией и проведением закупок для отдельных заказчиков.
В завершение своего выступления пожелал всем плодотворной работы в предстоящем году.
Благодарность Президента Республики Татарстан объявлена А.Ф. Белопуховой – начальнику отдела методологического сопровождения закупок Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам и И.Г. Шарипову – заместителю начальника отдела исполнения государственных контрактов Государственного комитета Республики Татарстан по закупкам.
В рейтинге эффективности заказчиков республики награда присуждена Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, а в секторе муниципальных заказчиков лидером признано Муниципальное казенное учреждение «Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан».
В завершении итогового заседания коллегии были отмечены поставщики Республики Татарстан, принимающие активное участие в закупках, качественно исполняющие контракты на обеспечение государственных и муниципальных нужд.